Какие специальности географов бывают. Профессии, связанные с землей

Профессии, связанные с географией, отличаются своим многообразием. Освоить их можно в разных образовательных учреждениях. Прямо сейчас в Российской Федерации студенты обучаются на 24 факультетах с географическим уклоном. Это лишь отделения университетов. Помимо этого, существует 41 географический факультет педагогических институтов.

Всё это означает, что профессии, в которых необходимы познания обозначенной науки, востребованы, и их не так мало, как может казаться.

Какими бывают специальности данного направления?

Ниже в тексте приведены не все профессии, но затронуты наиболее актуальные и востребованные из них в наше время. Итак, список выглядит следующим образом:

  • биогеография;
  • ландшафтоведение;
  • гидрология суши;
  • почвоведение.

Исходя из данного перечня, можно сформировать мнение о том, какая профессия нужна студенту, учащемуся на географическом факультете.

Биогеография

Подразумевает под собой изучение фауны и флоры всей Земли. В биогеографии можно выделить два более перспективных «ответвления» – это медицинская география, а также экологическое направление предмета. В свою очередь, первое подразумевает изучение очагов распространения различных заболеваний, и, что самое главное, их первоисточников. Также медицинская отрасль не обходит стороной и очаги возникновения болезней.

Если обозначить область, где трудятся биогеографы, то их рабочим местом чаще всего становятся различные заповедники, парки и дендрарии. Самым частым занятием этих людей ставится поиск диких животных и различного рода растений для их дальнейшего одомашнивания. Также их нанимают для осуществления подбора самых благоприятных мест для будущего построения городов и других населённых пунктов.

Ландшафтоведение является классической специальностью для всех людей, желающих изучить географию. Представители этой области науки занимаются всеми факторами, которые так или иначе относятся к предмету, разбирают взаимосвязь всех природных компонентов: от наименьших элементов (лес, парк, луг, речка, поле, пруд) до самых больших из них – географических оболочек планеты.

Перед людьми данной профессии стоит цель узнать абсолютно всю историю того или иного ландшафта. Им необходимо постараться спрогнозировать развитие почвы, не забывая включать в поле зрения огромное количество всевозможных факторов. По совместительству ландшафтоведам следует разбираться не в одной лишь области географии, а абсолютно во всех научных отраслях, даже в биологии.

Конечно же, эта профессия подразделяется на различные направления, среди которых наиболее востребованными являются:

  • геохимия;
  • геофизика;
  • этнокультурное ландшафтоведение;
  • экологическая оценка территории;

Знатоки геохимии занимаются изучением различных химических процессов, которые тем или иным способом влияют на почву определённой территории. В свою очередь, геофизика анализирует физические явления. Этнокультурное ландшафтоведение изучает то, как люди и растения влияют на почву и, соответственно, как земля влияет на них.

Важно отметить, что профессия требует от людей мобильности, ведь областью изучения её работников является весь земной шар. Чаще всего, конечно, их можно наблюдать на территории России, но знание иностранного языка позволяет отправляться в командировки по всему миру. Примечательно то, что Русская школа, занимающаяся ландшафтом, известна во всём мире как наилучшая. А основана она была ещё в девятнадцатом веке известным географом Докучаевым.

Гидрология суши

К сожалению, в двадцать первом веке человечество столкнулось с огромной нехваткой пресной воды. Доходит до такого, что за обладание ею развязываются целые войны между отдельными государствами. В настоящее время даже разрабатывается проект, который подразумевает различные способы транспортирования ледников с полюсов к засушливым местам Земли. Именно люди, избравшие профессию «Гидрология суши», обязуются рационализировать баланс воды во всём мире, тем самым обеспечить пресной жидкостью все уголки планеты.

Ещё со школьной скамьи все слышали о круговороте воды в природе. Именно это явление и изучают гидрологи. Также они затрагивают влияние самого человека на этот круговорот и анализируют всевозможные режимы водных потоков в различных местах. Кроме того, гидрологи стараются дать прогноз и оценку оптимального потребления всех ресурсов и непосредственно принимают участие в проектах строительства каналов, водохранилищ, дамб, плотин, ГЭС и даже пляжей.

Если появляется вопрос, в какую отрасль географии лучше всего углубиться, чтобы заняться гидрологией суши, то стоит интересоваться:

  • биологией;
  • ихтиологией.
  • гидротехникой;
  • химией.

Озеро Байкал также у гидрологов считается перспективным объектом для исследований. Исходя из некоторых прогнозов, оно станет в будущем настоящим океаном.

Почвоведение впервые начало зарождаться именно в России. Обусловлено это тем, что именно здесь находятся наибольшие массивы самой плодородной земли во всём мире. Данная наука включает в себя познания не только лишь в географии, но и в биологии. Занимается она объективным использованием земельных ресурсов, изучая:

  • динамику;
  • происхождение;
  • развитие;
  • состояние почв.

Почвоведение преподаётся не только лишь на факультетах географии, но и на биологических направлениях. Но люди, закончившие первые, проводят дополнительно:

  • пространственные анализы;
  • оценки почвы;
  • картирование.

Все заметки этих специалистов заносятся непосредственно в базы данных Единого земельного кадастра Российской Федерации.

Задачей почвоведов является изучение таких явлений, как:

  • география почвы;
  • геохимия;
  • биогеохимия;
  • гидрология;
  • генезис;
  • гидрогеология.

Действительно, профессий, связанных с географией, очень много. Отталкиваясь из описаний той или иной специальности, можно сложить свою точку зрения в вопросе, какая из них сейчас нужна людям сильнее всего.

Профессии, связанные с географией, очень разнообразны. Специалисты различных направлений применяют свои знания в этой области.

В своей работе знания географии используют геологи, археологи, лоцманы, штурманы, метеорологи, геодезисты, гиды, и туроператоры.

Связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Он изучает особенности залегания и расположения различных пород.

Геологи принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр.

Знания геологии также используются в строительстве, чтобы выявить особенности грунтов перед застройкой территории.

Изучают культуру древних цивилизаций с помощью останков и следов их жизнедеятельности. В основном работа состоит в проведении раскопок и нахождении места для осуществления исследований.

Ученые-археологи посвящают целые годы на свое открытие и по частям воссоздают быт и культуру древних цивилизаций. Раскопки памятников археологии помогают узнать о народах, живших тысячи лет назад.

Лоцман является судоводителем. Это древняя морская профессия. Именно от лоцмана, а точнее от его знаний береговых особенностей, фарватера определенной местности и морской географии зависит безопасность судоходства.

Лоцман изучает карты морского дна и ведет судно по оптимальному пути с учетом глубин и особенности морского рельефа.

Профессия штурмана очень похожа на профессию лоцмана. Штурман осуществляет управление воздушным, наземным, водным и подводным транспортом.

Он исследует курс, вычисляет пути перемещения транспорта, отмечает его на карте и следит за работой навигационных приборов. Кроме того он учитывает влияние погодных условий на передвижение и маршрут транспорта.

Метеорологи занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также метеорологи составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон.

Занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность.

Гид или экскурсовод должен сопровождать туристов во время походов, экскурсий или круизов. Гид хорошо знает города и страны, в которых он проводит экскурсию, а также культурные и исторические памятники, и владеет иностранными языками.

Работа переводчиков очень разнообразна. Они знают много языков и занимаются переводом текстов, документов различного направления, фильмов и книг.

Могут также сопровождать делегации и переводить устную речь. Вовремя изучения языка, будущий переводчик также изучает обычаи, культуру, историю и географию страны.

Хорошо разбираются в географических и климатических особенностях разных стран туристические операторы. Они помогут вам выбрать наиболее подходящий тур с учетом ваших предпочтений, интересов и возможностей.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.1.В мире географических профессий.

Цель исследовательской работы: Исследование и изучение профессий, в основе которых лежат применения знаний и законов географии.

Методы проведенных исследований: Для исследования использовались статистический и аналитический методы.

Актуальность. В последнее время отмечается изменение набора изучаемых предметов в школе. Мне география очень нравится и я хотела бы, чтобы моя профессия была связана с ней. Поэтому я решила изучить профессии, в которых требуются знания географических законов, чтобы определиться с дальнейшим выбором своей профессии.

В мире много профессий связанных с географией, но какую из этого множества выбрать, какая профессия полезнее всего? Безусловно, все эти профессии полезны и очень важны. И, чтобы понять их важность, давайте разберем самые интересные и важные из них.

В своей работе я хочу рассказать и показать вам, как эта замечательная наука о планете земля нашла отражение в развитии многих профессий человека. Я считаю, что выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна, так как в последние годы появляются все новые и новые профессии, связанные с географией.

Во всех этих профессиях важным элементом является география. География - это наука о планете земля, о ее природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

Я поставила себе такую цель:

    Изучить выбранные мною профессии связанные с географией и профессиональные качества нужные для них.

Исходя из поставленной цели, в своей работе я ставлю задачи:

Я проведу исследование отдельных профессий на предмет использования географии.

    Провести социологический опрос учащихся школы на выявление значимости предмета географии при выборе профессии;

    Выясню, какими качествами в этих профессиях должен обладать человек.

1.2. Методы исследования

Для исследования я использовал статистический и аналитический методы. Для доказательства гипотезы мною были разработаны вопросы для анкет. На основе их проведён социологический опрос среди учащихся нашей школы, результатом которого стал анализ полученных результатов и сделаны выводы о значимости географических знаний в жизни и при выборе профессии.

Особенности исследуемой аудитории

Ребята 9 - 11 классов приняли активное участие в проведении социологического опроса. На основании, которого, мною был сделан вывод о понимании учащимися нашей школы необходимости географических знаний в жизни и при выборе профессий.

Результаты исследования

Для проведения соцопроса была составлена анкета из следующих вопросов:

1. Можно ли человеку обойтись без географических знаний?

2. Нужна ли география после окончания школы?

3. Какие профессии связанные с географией знают ученики?

Проанализировав полученные данные, я сделал вывод, что учащиеся понимают, что географические знания нужны даже в повседневной жизни, независимо от имеющейся профессии. Но профессии, в основе которых лежат применения знаний и законов географии назвать много не могут. Поэтому я решил изучить наиболее заинтересовавшие меня профессии и рассказать о них подробнее.

1.3.В географии есть два направления:

1.Физико-географическое - направление изучающее природу земной поверхности.

2 .Экономическое - направление изучает население и его хозяйственную деятельность.

В своей работе я выбрала физика - географическое направление, так как в этом направлении, по моему мнению, самые важные профессии, связанные с географией.

Географические профессии делятся на три категории:

    Традиционные: геоморфология, земледелие, климатология и др.

    Современные: биоклиматология, география туризма, географическая планетология и др.

    Редкие: вулканолог, метеоролог, океанолог, климатолог и др.

1.4.Я хочу рассказать вам о самых редких и интересных профессиях в географии.

1.Первая профессия - Вулканолог.

Вулканолог разрабатывает методы предсказания извержений и использование вулканического тепла и горячих вод для нужд народного хозяйства. Изучать вулканы довольно проблематично. Наблюдение за жизнью вулканов ведется круглосуточно. Сейсмостанции фиксируют вулканические землетрясения. Это самые надежные предвестники грядущего извержения. Вулканологи исследуют так же потухшие и разрушенные древние вулканы. Накопление таких наблюдений и знаний очень важно для геологии. Кроме научных наблюдений вулкано-станция приносит и иную пользу. Когда идет извержение, вулканологи следят за направлением пеплового шлейфа и по их прогноза авиаторы корректируют маршруты самолетов.

В профессии вулканолога важна физическая выносливость, аналитический ум, логическое мышление, наблюдательность, склонность к естественным наукам, хорошие слух и зрение.

    Физическая выносливость

    Аналитический ум

    Логическое мышление

    Наблюдательность

    Склонность к естественным наукам

    Хороший слух и зрение.

    Академик РАН Евгений Гордеев

2.Океанолог.

Океанологи изучают воды океанов и морей. Они исследуют их состав, свойства и строение. Отслеживают физические, химические и биологические процессы, происходящие в морях и океанах. Необходимо хорошо разбираться в технике, т.к. большинство исследований проводится с использованием специального оборудования. Глубина Мирового океана изучена плохо, поэтому специальсты-океанологи пользуются и хорошими знаниями английского, океанологи имеют все шансы работать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии

Профессионально важные качества:

    Физическая выносливость

    Хорошая память

    Внимательность

    Логическое мышление

    Любовь к природе

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

    Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

3. Эколог

Современная экология — это быстро развивающаяся наука, ее объекты относятся к очень разным уровням организации: от целой биосферы и крупных экосистем до популяций. Экология тесно связана с экономикой, правовыми и моральными аспектами природопользования, политикой. Современная экология - наука не только биологическая, но, в определенной степени, и социальная.

Выделяют несколько разделов экологии:

Общая экология - исследование целых экосистем и частных разделов (экология растений, животных и др.);- полевая экология - исследование живых организмов в естественной обстановке;- экспериментальная экология - изучение влияния отдельных факторов среды на живые организмы с использованием лабораторных приборов и установок.

В настоящее время выделяют близкие и родственные этой профессии виды деятельности: инженер-эколог, физик-эколог, химик-эколог, инженер по безопасности технологических процессов и др.

Профессионально важные качества:

    аналитические способности;

    математические способности;

    логическое мышление;

    хорошие мнемические способности (кратковременная и долговременная память);

    гибкость ума (способность изменять планы, способы решения задач в соответствии с меняющимися обстоятельствами);

    способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях;

    ответственность;

    инициативность;

    самостоятельность;

    добросовестность;

    наблюдательность

    принципиальность

    аккуратность.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    СПбГУ - Санкт-Петербургский государственный университет

    ТПУ - Национальный исследовательский Томский политехнический университет

4.Геолог

Геолог-разведчик и первопроходец. Он находит и отмечает на карте месторождения полезных ископаемых, составляет «портрет» изучаемого района в виде схем, карт, планов и диаграмм. Работа геолога начинается с изучения сопоставленных горных пород, взятых с поверхности земли, со дня моря или из скважин, отбора образцов, их лабораторного исследования. Геолог должен понять, есть ли в данном районе полезные ископаемые, какие именно, как они расположены и насколько целесообразна их промышленная разработка.

Работа для мужественных, решительных и одновременно романтических людей. Твердая рука товарища - единственное, на что приходится рассчитывать в экстремальных ситуациях, которые здесь - дело обычное

Профессионально важные качества:

    Физическая выносливость.

    Пространственное воображение.

    Наблюдательность.

    Внимание.

    Логическое и наглядно-образное мышление.

    Эмоционально-волевая устойчивость.

    Математические способности.

    Самостоятельность и гибкость мышления.

    Способность работать в условиях ненормированного рабочего дня.

    Упорство.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    КФУ - Казанский (Приволжский) федеральный университет

5.Метеоролог.

Профессия метеоролога окружена ореолом романтики, ведь они - непременные участники различных экспедиций; ведут наблюдения на полярных станциях и высокогорных плато, с самолетов, аэростатов и океанских лайнеров. Однако не романтика, а строгая объективность при проведении измерений и высокая точность их записи выходят на первый план профессии метеоролога.

Метеорологи изучают состав и строение атмосферы; теплооборот и тепловой режим в атмосфере и на земной поверхности, влагооборот и фазовые превращения воды в атмосфере, движения воздушных масс; электрические, оптические и акустические явления в атмосфере. Скрасить некоторую монотонность работы позволяет большое разнообразие и изменчивость погодных условий; каждый раз приходится иметь дело с новой ситуацией и решать вновь возникающие задачи.

Профессионально важные качества:

    Аналитические способности.

    Аккуратность.

    Ответственность.

    Терпение.

    Упорство.

    Наблюдательность.

    Умение работать в команде.

    Предусмотрительность.

    Большой объем кратковременной памяти.

    Способность к прогнозированию.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    Российский государственный

гидрометеорологический университет

    Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - МГУ

6.Гидролог - исследует круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализирует режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; даёт оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвует в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляет каталоги водных объектов

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    МГУ имени М.В. Ломоносова - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

    ТГУ - Национальный исследовательский Томский государственный университет

7.Маркшейдер — горный инженер или техник, специалист по пространственно-геометрическим измерениям в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим изображением на планах, картах и разрезах при горных и геологоразведочных работах

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    Национальный минерально-сырьевой

университет «Горный»

    Национальный исследовательский технологический университет МИСиС (Московский институт стали и сплавов) (НИТУ МИСиС Горный институт)

1.5.Среди профессиональных географов были и есть известные генералы, адмиралы, государственные деятели, писатели, телеведущие, журналисты.… Например:

Николай Дроздов (ведущий телепрограммы «В мире животных»),

Александр Беляев («главный телесиноптик» на телевидении),

Иван Затевахин (теле - и радиоведущий программ о животных),

Фёдор Конюхов (знаменитый мореплаватель и путешественник-одиночка),

Вадим Глускер (собственный корреспондент НТВ во Франции),

Александр Кондаков (гендиректор издательства «Просвещение»),

Борис Соколов (известный в России писатель на военно-политическую тематику),

Жак-Ив Кусто (океанограф с мировым именем, изобретатель акваланга),

Аугусто Пиночет (военный диктатор Чили),

Наследный английский принц Гарри (сын принцессы Дианы и принца Чарлза)

и многие - многие другие.

Среди обилия географических специальностей есть « старые» и «новые», «мужские» и «женские», наиболее и наименее популярные.

Самый высокий конкурс на географическом факультете МГУ им. Ломоносова имеют такие специальности, как мировая экономика, геоинформатика, региональная политика, туристическая география. А в МПГУ очень престижным становится специальность «учитель географии и английского языка». В Академии Генерального штаба учат военной географии (военный синоптик, военный картограф, фотограмметрист-дешифровальщик аэрокосмической разведки.)

Заключение:

В своей работе я разобрала профессии связанные с географией и узнала, для чего они служат нам. Выяснила, какие нужны человеку качества для работы. Я поняла что работа, связанная с географией не только полезная и сложная, но еще и интересная. Я думаю, моя работа заинтересует многих людей, не определившихся с профессией и возможно подтолкнет к выбору одной из выше рассмотренных. Результаты работы

Много разных профессий существует в мире, в основе которых лежат знания по географии. Конечно, про все в одной работе невозможно рассказатьПрактическое значение

На основе полученной информации и сделанных выводов планирую изготовить и распространить буклеты о профессиях, связанных с географией. Это поможет учащимся определиться в выборе профессии и проявить больший интерес к изучению географии

Список используемой литературы:

1. БОУ «Омский Центр профориентации»

2.Википедия.

3. ВУЗы России

4. ШКОЛЬНИКУ.ру Столичный центр профориентации «Разумный выбор»

Обзор материала

Как это здорово и правильно,

Что среди множества наук

Мы изучаем географию,

Чтоб стал понятен мир вокруг!

География - наука про всех и для всех. Что там за горизонтом, какие люди живут за высокими горами, есть ли за горами другие страны, есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда волновали и волнуют воображение людей. А зачем нужна география современному молодому человеку? Я считаю, что без знаний, которые мы получаем на уроках географии, вообще нельзя обойтись. Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.

Актуальность выбранной темы. Мне нравится предмет география, и я бы хотел его изучать и в дальнейшем более подробно, но я не знаю, будет ли он востребован мной? Я слышал, что ЕГЭ по географии сдают единицы, и только лишь те, кто собирается поступать в Воронежское военное училище, чтобы получить специальность военного метеоролога. Я заинтересовался этим вопросом, ведь и мне скоро надо будет делать выбор профиля. Я решил провести небольшой социологический опрос учеников 9-х классов, так как они более освещены в данном вопросе. Результаты меня удивили и подвигли к дальнейшим действиям. Оказывается, из 35 опрошенных 25 человек (71%) выбрали географию для сдачи в форме ОГЭ, так как считают его интересным и наиболее понятным предметом, но больше половины из них не знают, где в обычных профессиях нужны знания по географии. 20 девятиклассников (57%) не знают профессии, которые тесно связанные с географией, кроме учителя географии, но 31 человек (почти 89%) захотели узнать.

Мне стало интересно, с чем ассоциируется профессия современного географа? Задавая этот вопрос своим друзьям и знакомым, людям далеким от географии, я получал набор однотипных ответов: географ -это путешественник, географ рисует карты, рассказывает про погоду, географ преподает географию в школе. И все! Вот такие скудные знания о профессии географа. А знают ли в широкой общественности, кто такие, например, геоморфологи, экисты (специалист по географии населения) или гляциологи? У многих людей о географии сложилось примитивное представление как о науке чисто умозрительной, безо всякой практической направленности, поэтому ее отодвигают на задний план, и этот предмет в школах далеко не приоритетный. Так чем же все-таки занимаются профессиональные географы, какие существуют географические специальности, и как география способствует решению практических задач - на эти вопросы большинство современных школьников не может дать ответа.

Вывод: многие не понимают, для чего им нужна география и какие существуют профессии и специальности, тесно связанные с географией.

Гипотеза: География - основа многих профессий. Она способна сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов. Чтобы поднять престиж географии нужно культивировать профессию географа, способствовать достижению обществом понимания того, что действительно «без географии вы нигде!»

Цель: познакомить с профессиями, тесно связанными с географией и показать необходимость изучения географии в школе для дальнейшего самоопределения в обществе.

Задачи:

1.Изучить взаимосвязь географии с профессиями людей и составить таблицу «Применение знаний и законов географии в различных профессиях».

2.Выяснить, какими качествами должен обладать профессионал той или иной профессии, связанной с географией и где получить образование по данной специальности.

3.Проанализировать рынок труда на предмет востребованности географических профессий (специальностей).

4.Выявить отношение школьников к предмету «география», своему будущему, в том числе в плане трудоустройства.

5. Составить буклет «Без географии вы нигде!»

Практическая значимость: результаты данного исследования возможно использовать на уроках географии, во внеурочной деятельности, в профориентационной работе с учащимися, работе с родителями.

Методы исследования:

· сбор информации

· анализ собранной информации

· синтез собранной информации

· социологический опрос (метод анкетного опроса)

· анализ анкетных данных

· сравнение, обобщение

· графический метод

Глава 1. География и профессия.

1.1. Роль географии в жизни человека.

География как наука зародилась очень давно, в период становления человеческого общества. Землевладельцам она помогала выбрать место для поля, мореплавателям – вести свои корабли по морям и океанам, открывать новые земли, купцам – успешно торговать с другими странами. Именно моряки и купцы были первыми открывателями новых земель. Но не только стремление к приобретению важных практических знаний или жажда наживы заставляли людей отправляться в путь, в неизведанные дальние страны, рисковать своей жизнью. Часто это было обычное человеческое любопытство – стремление познать что-то новое, неизвестное, интересное. Так что же представляет собой наука география? Современная география как наука изучает окружающую среду, её пространственные особенности и взаимосвязи с обществом, территориальную организацию общества. Сегодня география имеет два очень важных и взаимосвязанных между собой крыла – естественноисторическое и социально-экономическое, и оба они в равной степени являются её сутью и содержанием. В наши дни географию невозможно представить без человека, без отношения к человеку, без заботы о человеке, и, конечно, без деятельности человека. Роль географии становится важной и быстро меняется в наше время? Почему? Да потому что мир меняется так стремительно, так существенно, что трудно представить порой, каким он был в недалёком прошлом. В наше время география не прежняя «романтическая» наука, а наука, переживающая своё второе рождение. Став наукой конструктивной, ставящей перед собой задачи решения противоречий «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», обогащаясь всё новыми знаниями, она стала выполнять роль мостика между естественными и общественными науками. Теперь, имея такой огромный багаж знаний, она решает проблемы разного характера и разного уровня, от локального до глобального. География имеет очень тесные связи со многими науками, ведь методов изучения и познания современного мира сегодня очень много: исторический, физический, химический, математический биологический и т.д. (Приложение 1)

География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста. Актуальность данной проблемы представляется задачами, поставленными государством по переходу на старшей ступени общего образования к профильному, появлением в последнее время новых способов накопления и переработки информации, большого числа новых профессий и специальностей. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию. Многие одноклассники и мои знакомые считают, что в профессии заработок - это главное, но надо думать и о смысле работы, ее общественной полезности. Хороша для меня та специальность, которая дает возможность реализовать в первую очередь мои личные интересы и планы, где я могу принести больше пользы.

1.2. Основные группы «географических» профессий.

Рассмотрев классификацию профессий, я решил выяснить, в каких профессиях необходимо знание географии. Этот перечень достаточно велик. Вот некоторые из них: агроном, археолог, военный, геолог, геоморфолог, геодезист, гидролог, горный инженер, демограф, дипломат, журналист, инженер – градостроитель, капитан корабля, картограф, климатолог, ландшафтный архитектор, лесник, логистик, медицинский географ, маркетолог, менеджер в туризме, метеоролог, океанограф, пилот, социолог, таможенник, торговый аналитик, турагент, фермер, эколог, экономист в сельском хозяйстве и др. (Приложение 2)

Несмотря на обилие современных географических специальностей, всех их можно сгруппировать по нескольким признакам.

Есть «старые», возникшие еще в конце XIX - начале XX века, традиционные географические специальности (например, геоморфология, землеведение, климатология), и есть «новые», сравнительно недавно появившиеся (например, биоклиматология, география туризма или географическая планетология).

Есть наиболее и наименее популярные географические специальности. Например, самый высокий конкурс при выборе специализации на географическом факультете МГУ отмечается на таких кафедрах: географии мирового хозяйства, экономической и социальной географии зарубежных стран мира, геоинформатики, рационального природопользования. Динамично развивается новая специальность - туристическая география.

Ореол романтизма, присущего географии как таковой, достигает своей максимальной силы на кафедрах, с которыми так или иначе были связаны известные мореплаватели, путешественники (океанология, биогеография).

Можно выделить группу географических специальностей, где широко применяются методы точных и естественных наук, особенно математические вычисления: метеорология и климатология, океанология и гидрология, картография и топография с геодезией, гляциология и криолитология (мерзлотоведение). Химические методы и формулы должны знать геохимики-ландшафтоведы, геоморфологи, географы-почвоведы, палеогеографы, геоэкологи, географы-вулканологи. Физические и геофизические методы используются метеорологами, океанологами, гидрологами, гляциологами, ландшафтоведами. С биологией тесно знакомы биогеографы, медико-географы, лимнологи (озероведы), ландшафтоведы.

В группе экономико-географических специальностей широкое применение нашли статистические методы, компьютерно-математическое моделирование. Экономико-географ также должен разбираться в основах промышленного и сельскохозяйственного производства.

Представители всех без исключения специальностей должны на высоком уровне знать компьютерно-информационные технологии (особенно картографы, метеорологи и синоптики) и уметь применять в своей работе картографический метод и методы аэрокосмического зондирования Земли.

Выпускники-мужчины большинства географических факультетов, помимо своей основной гражданской специальности, приобретают еще и военную специальность, параллельно обучаясь на военной кафедре. Как правило, это «военный синоптик, метеоролог», «военный картограф-топограф» и «фотограмметрист-дешифровщик материалов аэрокосмической разведки». Сугубо военной географии учат в Академии Генерального штаба.

Есть географические специальности, которые в наибольшей степени приближены к природе. Их можно назвать камерально-полевыми. В основном это специальности физико-географического направления, которые предполагают эмпирическую проверку научных гипотез и теорий. Как правило, работа физико-географа состоит из двух этапов:

1) выезда на природу, где проводятся натурные исследования объектов (экспедиции, учебные практики) и 2) детальной обработки результатов таких исследований в камеральных условиях (лаборатории на кафедрах географических факультетов и в подразделениях ИГРАН и других естественно-научных НИИ).

Есть «мужские» и «женские» географические специальности. Например, почти абсолютно мужскими являются гляциология, криолитология и военная география. Повышенный удельный вес мужчин наблюдается в океанологии, геоморфологии, геодезии, топографии. А вот среди выпускников географических факультетов педвузов, в среде метеорологов-синоптиков и картографов преобладают представительницы слабого пола. Несомненно, что, чем более полевой является географическая специальность, тем более она «мужская», и наоборот.

1.3. Особенности некоторых специальностей.

Рассмотрим отдельные географические специальности: их содержание, важные качества, плюсы и минусы и отметим структуры, где могут работать выпускники географических факультетов, получивших соответствующую специальность. (Приложение 3)

Геология. Геология- комплекс наук о составе, строении земной коры и истории развития земли. Соответственно, геолог - специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Он решает следующие задачи: проведение геолого-съемочных, поисковых работ на перспективных площадях; разведка и оценка выявленных месторождений на суше и в морских условиях; обеспечение геологического обслуживания горнодобывающих предприятий; установление мест заложения горных выработок и буровых скважин; разработка планов горных работ; изучение геологического строения месторождений; осуществление геологического контроля за горно-эксплуатационными работами, состоянием разработки нефти и газа; обобщение геологического материала и результатов промысловых и геофизических исследований. Плюсы профессии: работа нешаблонная, аналитическая и творческая; высокая оплата труда. Профессия геолога принадлежит к числу тех немногих профессий, которые считаются романтическими и имеет свои привлекательные стороны для людей разных интересов. Для любителей путешествий - романтика работы в таежных, полярных, пустынных, высокогорных условиях, возможность побывать в разных регионах России. Для любителей экстрима - полевые работы в трудных условиях на суше, на море и в воздухе: нестерпимая жара пустынь или морозы севера в десятки градусов, мириады комаров в тайге и в заболоченных районах требуют героической выносливости. Жизнь в палатке, ежедневные многокилометровые маршруты в течение всего полевого сезона дают возможность испытать себя на прочность. Минусы профессии: вахтовый метод - геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме без выходных, недостаток бытовых удобств, трудности походной жизни. Место работы: Геолого-разведочные экспедиции; геофизические и буровые партии; научно-исследовательские учреждения геологического профиля; горнодобывающие промышленные организации; нефтегазодобывающие промышленные организации.

Важные качества: отличное здоровье и физическая выносливость; умение глобально мыслить; развитое логическое мышление; хорошо развитая память; аналитическое мышление; способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях и в различной местности; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; высокий уровень концентрации внимания; способность работать в условиях ненормированного рабочего дня; наблюдательность; эмоционально-волевая устойчивость; способность прогнозирования; умение работать в команде.

Геодезия. Слово геодезия происходит от греческих: «гео» - земля и «дайдзо» - делить на части, а, говоря проще, оно означает землеразделение, то есть изучение Земли при помощи измерений на ее поверхности. Отличие геодезии от других наук о Земле в том и заключается, что изучение это основано на очень точных измерениях различных параметров и величин, характеризующих Землю как в целом, так и отдельных ее частей. Геодезические работы помогают составить предшествующую разведке полезных ископаемых карту районов их вероятного залегания, проводить геологическую и геофизическую разведку по определению мест и количества их запасов, а также осуществлять наземную и подземную съемки, позволяющие правильно и экономично проектировать горные работы. Велика роль геодезических работ в городском строительстве и строительстве различных инженерных сооружений.

Вулканология - наука о причинах образования вулканов, их развитии, строении, составе продуктов извержений и закономерностях размещения на поверхности Земли. Вулканолог - специалист по вулканологии, занимающийся изучением вулканов. Профессия вулканолога овеяна духом романтики дальних экспедиций и стоит в одном ряду с такими интересными профессиями, как геолог, геофизик, океанолог. Современная вулканология призвана изучать вулканы не только с целью прогнозирования их извержений, но и использования энергии вулканического тепла для нужд народного хозяйства. Наблюдение за действующими вулканами ведется круглосуточно сейсмическими станциями. С научными и практическими целями изучаются структуры древних потухших вулканов. Неоценима помощь вулканологов в момент извержения вулкана: следя за направлением пеплового шлейфа, изучая его химический состав, они выдают прогнозы метеослужбам и авиадиспетчерам, корректирующим траектории полета самолетов. Вулканологи также изучают гейзеры, которые расположены, как правило, вблизи вулканов. Несмотря на редкость профессии, вулканологи постоянно востребованы и пользуются спросом: на земле зарегистрировано более 1000 действующих вулканов. Как отметил профессор-вулканолог МГУ П. Плечов: «Миллиард лет вулканической деятельности на земле гарантирован». В этой отрасли хорошо развито международное сотрудничество. Вулканологи всего мира объединенными усилиями изучают вулканы, совершенствуют методику и технологии исследований. Как правило, вулканы называют именами вулканологов, исследовавших их. Есть реальная возможность увековечить своё имя в названии очередного вулкана или гейзера! Из минусов профессии можно назвать высокую степень риска: изучение действующих вулканов проходит в условиях повышенной опасности - в окружении раскаленной лавы, удушливых газов и горячей пыли, постоянно подвергаясь опасности извержения. Для защиты вулканологи используют спецодежду - теплоизолирующую одежду и обувь, покрытую слоем алюминия или другого металла, отражающего тепло. На голову надевают защитные каски. Для защиты от ядовитых газов предназначены противогазы и газовые маски. Место работы: Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН в Петропавловске-Камчатском, Кафедры «Петрографии и вулканологии» в МГУ и СПбГУ. Важные качества: физическая выносливость; пространственное воображение; аналитический ум; наблюдательность; внимание; логическое мышление; эмоционально-волевая устойчивость; хороший слух и зрение.

Геоморфология. Неофициальное название этой науки – инженерная география. Изучает она историю рельефа Земли. Отрасль геоморфологии – палеогеография – реконструкция доисторического рельефа Земли. Наиболее перспективные направления в геоморфологии – космическая геоморфология (изучение рельефа планет солнечной системы) и эстетическая геоморфология (создание искусственных ландшафтов). Геоморфология – специальность денежная. Профессионалы участвуют в проектировании населенных пунктов, дорог, аэропортов и морских портов, дамб, водохранилищ, парков, пляжей, нефте- и газопроводов (в т. ч. на морском дне), работают в геологических партиях. Это одна из наиболее мужских географических специальностей. Большое внимание уделяется физической подготовке геоморфолога. Рынок труда: научно-исследовательские институты, производственные фирмы, разные поисковые геологические службы, инженерные проектные организации.

Биогеография. Биогеография изучает флору и фауну Земли. Перспективные направления – экологическая география и медицинская география (изучение очагов возникновения и путей распространения разных болезней и их переносчиков). Биогеографов можно встретить в национальных парках и заповедниках, в дендрариях; в составе экспедиций они ищут перспективные для одомашнивания дикие растения и животных, выбирают экологически чистые места для строительства новых населенных пунктов (в т. ч. загородных домов для элиты). Телеведущие Николай Дроздов и Иван Затевахин окончили кафедру биогеографии геофака МГУ.

Гляциология и криолитология. И та, и другая науки изучают ледовую сферу Земли: гляциология – на земной поверхности (ледники и снежный покров), криолитология – под земной поверхностью (вечную и сезонную мерзлоту грунта). Перспективные направления – Антарктика как одно из будущих на Земле мест по добыче полезных ископаемых, ледяной покров Антарктиды и Гренландии как лабораторий древних климатов Земли (загадочное озеро Восток), нефтегазоносные бассейны, коммуникации и населенные пункты в зоне вечной мерзлоты на севере России, воздействие глобального потепления на полярные районы Земли, «ледяная планета» – Титан. Сейчас гляциология находится в фазе подъема. В Антарктике увеличивается количество научных станций, своими исследованиями готовящих базу для претендентов на ледовый панцирь Земли. Это самые мужские специальности в географии: почти 100% выпускников – представители сильного пола. Соответственно, студентам потребуется интенсивно заняться спортом (особенно горными лыжами, плаванием и альпинизмом), получить навыки в спелеологии, научиться водить вездеходы и снегоходы, бурить лед и грунт. Обширны «владения» гляциологов и криолитологов на Крайнем Севере России. Им интересны покровные ледники островов Северного Ледовитого океана и многолетняя мерзлота на материке в районах крупных городов, нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог. Они следят за трассой Северного морского пути. На ледниках Кавказа, Урала, Алтая, Камчатки и других горных систем гляциологи контролируют и прогнозируют движение льда, снежных лавин и селей. А самые подготовленные, закаленные и смелые специалисты едут за романтикой и возможностью неплохо подзаработать на антарктические научные станции. Рынок труда: соответствующие НИИ, мерзлотные станции в зоне Севера России, лавинные и селевые станции в горах, Госкомгидромет, Госкомэкология, Гидрометцентр РФ.

Метеорология и климатология. Перспективные направления здесь – палеоклиматология (древние климаты Земли), биометеорология (воздействие климатических условий на живые организмы, циклы солнечной активности), медицинская климатология (жизнь и хозяйственная деятельность людей в разных климатических поясах Земли), прогноз погоды на основе спутниковой метеорологии, военная метеорология (разработка так называемого климатического оружия), планетарная метеорология (изучение атмосфер планет и их спутников), проблемы глобального потепления и озоновых дыр на Земле. Специалистам нужно хорошо знать физику, математику, информатику и собственно географию. Рынок труда: основная масса метеорологов-климатологов – и часто это женщины – работает синоптиками на наземных метеостанциях, разбросанных по всей территории России. В последние 15 лет количество этих станций сократилось, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Другие возможные места трудоустройства – Гидрометцентр РФ, Госкомгидромет, Метеобюро больших городов России, метеослужбы при аэропортах и морских портах, НИИ, морские метеостанции, научные океанографические суда, космодромы.

Ландшафтоведение. Это классика географии. Именно здесь занимаются не какой-то одной стороной природы или человеческого общества, одним природным или антропогенным компонентом, а всей совокупностью связей между разными компонентами одного природного или антропогенного комплекса (ландшафта), начиная от самых маленьких (речка, пруд, парк, лес, луг, гора, населенный пункт, поле) и заканчивая географической оболочкой Земли. Задача ландшафтоведа – не только описать тот или иной ландшафт Земли, но и выяснить историю его возникновения и дать прогноз его дальнейшего развития с учетом влияния множества факторов. И знать тут нужно основы практически всех других географических наук. Перспективные направления – геофизика и геохимия ландшафта (влияние физических и химических процессов на формирование и динамику той или иной территории), этнокультурное ландшафтоведение (как различные культуры и поселения людей влияли на разные ландшафты Земли и как природа оказывала влияние на менталитет разных народов), экологическая оценка местности, методы аэрокосмического зондирования в ландшафтоведении, построение искусственных эстетических ландшафтов (парки и др.). Ландшафтоведы, пожалуй, самые мобильные люди в среде географов; ведь предметом изучения для них является вся поверхность Земли! Отсюда – многочисленные поездки в разные районы России, а при хорошем знании иностранного языка – и за границу. Русская ландшафтная школа, основанная еще в XIX веке В. В. Докучаевым, считается самой сильной в мире. Рынок труда: НИИ, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, Госкомитет природы, комитеты по охране природы субъектов РФ, естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники и национальные парки, градостроительные организации и архитектурно-художественные мастерские (проектирование эстетических ландшафтов).

Спелеология. Это пограничная наука на стыке геологии и физической географии. Она занимается изучением внутренних полостей земной коры (образование, динамика, современное состояние), в более простом понимании – исследованием пещер. Наиболее интересное и перспективное направление в спелеологии – подводная спелеология (изучает полости в рельефе дна морей и океанов). Спелеология – для сильных романтиков. Попробуйте-ка полазить по пещерам без физподготовки и теоретических знаний! Фронт работ для спелеологов широк: экспедиционные отряды, топографо-геодезическая съемка внутренних полостей Земли, выполнение заказов военных и спецслужб на предмет пригодности тех или иных пещер в качестве площадок, где могли бы быть размещены предприятия ВПК и секретные объекты. Мэрии крупных городов привлекают спелеологов для изучения подземной городской среды, где есть немало пустот как природного (карст), так и антропогенного происхождения (выработанные штольни, бункеры, фундаменты старинных зданий, упрятанные в трубы реки, подземные склады и коммуникации). Спелеологи могут также работать инструкторами в спортивно-туристических организациях, специализирующихся на организации маршрутов в разные пещеры.

Океанология. В океанологии выделяют физику океана (ее интересуют взаимодействие океана и атмосферы, акустика, оптика, радиоактивность и электромагнитное поле морской воды), химию океана (соленость, химический состав воды), геологию океана (из каких горных пород и минералов состоит морское дно и подводные горы, полезные ископаемые); биологию океана (изучение водной фауны и флоры, в т. ч. выявление мест обитания организмов, имеющих продовольственное значение); топографию дна Мирового океана (картирование подводного рельефа). В программе для океанологов очень много математики, физики и химии. Уже после 2-го курса студенты отправляются на производственную практику на морскую станцию или научное судно проводить исследования. Вы не только бесплатно покатаетесь по морям-океанам и насладитесь красотами моря и тех мест, где будет швартоваться судно, но и закалитесь, превратившись в настоящего «морского волка». А если повезет, то и окажетесь на борту батискафа! Да и сама океанология – перспективнейшая географическая наука. Планеты Солнечной системы изучены лучше, чем глубины Мирового океана. А океанологов-подводников заслуженно сравнивают с космонавтами. Даже новый термин возник – акванавты. Рынок труда: разные гидрографические службы, научно-исследовательские институты, подводные и береговые лаборатории, морские гидрологические и биологические станции, океанографические суда, частные фирмы, обучающие дайвингу, туристические бюро. При высоком уровне профессионализма и хорошем знании английского российские океанологи могут попробовать поработать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии и в Мекке всех океанологов Земли – Океанографическом музее Монако, созданном мэтром Кусто.

Гидрология суши. В XXI веке пресная вода стала настолько ценным ресурсом, что за обладание ее источниками даже происходят военные конфликты между странами и разрабатываются проекты по доставке айсбергов к засушливым районам Земли. Оптимизировать и рационализировать водные потоки и водный баланс страны призваны люди, избравшие своей профессией гидрологию суши. Гидрологи исследуют круговорот воды в природе, анализируют режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; дают оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвуют в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляют каталоги водных объектов суши. Рынок труда: НИИ, озерные и речные станции, гидрологические посты и гидрообсерватории, гидроэлектростанции, отдел водного транспорта Минтранспорта РФ, фирмы, занимающиеся разведением рыб, водные парки, управления речных каналов, речные порты, Гидрометеоцентр РФ, МЧС РФ. Почвоведение. Самые большие в мире массивы самой плодородной почвы залегают в нашей стране. И недаром именно в России появилось почвоведение. Это биолого-географическая наука о происхождении, динамике, современном состоянии, будущем развитии почвы и о рациональном использовании почвенных ресурсов. Кафедры почвоведения есть еще и на биофаках, но на географических факультетах в основном занимаются пространственным анализом почв, их картированием, количественной и качественной оценкой почвенных ресурсов по разным территориям для занесения этих данных в Единый земельный кадастр РФ. Выпускники решают в сельском хозяйстве проблемы повышения плодородия почв и применения нужных удобрений, участвуют в проведении мелиораций (орошение, осушение, гипсование, известкование почвы) и в борьбе с почвенной эрозией, составляют карты почвенно-земельных ресурсов для агрономических хозяйств. Хороший почвовед – это правая рука руководителя сельхозпредприятия. Особенно сильно возросла роль географа-почвоведа сейчас, когда проводится широкомасштабная земельная реформа.

Экономическая и социальная география. Экономическая география изучает пространственное размещение производительных сил (население и хозяйство) и находится на стыке географии и экономики. А социальная география лежит в плоскости взаимодействия общей географии и целого ряда гуманитарных дисциплин – истории, этнологии, социологии, культурологии, даже психологии (изучает менталитет населения той или иной территории). Экономико-географы рассматривают природно-ресурсный и экономический потенциал территории; выявляют специфические особенности и проблемы территории; оценивают стоимость земель; ищут оптимальное место для строительства народнохозяйственных объектов; дают рекомендации для властных и хозяйственных структур по комплексному освоению и решению проблем территории; определяют степень экологического риска в процессе хозяйственного освоения территории; дают прогноз развития территории.

Социогеографы участвуют в оценке трудового и интеллектуального потенциала территории; изучают образ жизни, традиции, обычаи, поведение (менталитет) разных групп населения, социальных слоев и этносов; собирают и систематизируют информацию о мигрантах; дают госструктурам рекомендации по оптимальному распределению миграционных потоков населения; помогают в обустройстве беженцев; анализируют переписи населения; принимают участие в этнографических экспедициях; помогают планировать населенные пункты и места отдыха; выявляют национальные проблемы и дают советы по их разрешению; участвуют в определении индекса человеческого развития (качество жизни населения). Результаты экономико- и социогеографических исследований представляют в разной форме – от докладных записок до компьютерных презентаций. Но в любом случае к докладу прилагают карту – так что специалисту нужно хорошо знать картографический метод. Вот примерный рынок труда для экономико- и социогеографов: работа в НИИ, преподавание экономической географии в экономических, финансовых и туристических вузах, в средней школе и колледжах. Также местом их работы могут стать картографические фабрики (редакторы социально-экономических карт), планировочные, земельные и социально-культурные отделы федеральных, региональных и местных органов власти.

1.4. Где получить образование

В настоящее время в России 24 географических факультета и отделения классических университетов и 41 географическй факультет педагогических университетов и институтов. Особняком стоит изучение географии в педагогических вузах. Здесь готовят не исследователей-аналитиков, как на геофаках классических университетов, а прежде всего педагогов, умеющих преподавать как физическую, так и общественную географию. Эти две ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность (порядка пятидесяти в российском реестре такой учебной дисциплины, как «география»). Ближайший ВУЗ – ВГУ. В Воронежском государственном университете можно получить образование на одном из двух факультетов: Факультет географии, геоэкологии и туризма. Кафедры: геоэкологии и мониторинга окружающей среды; физической географии и оптимизации ландшафта; социально-экономической географии и регионоведения; природопользования; рекреационной географии, страноведения и туризма. Работа ведется по двум основным формам образования: высшее профессиональное образование (ВПО) и среднее профессиональное образование (СПО). На геологическом факультете существуют кафедры: геофизических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии; исторической геологии и палеонтологии; минералогии, петрографии и геохимии; общей геологии и геодинамики;полезных ископаемых и недропользования; экологической геологии.

Сегодня в России имеется много учебных заведений, где возможно получить и более узкую специализацию, например, профессию геодезиста. В области геодезии на различных уровнях освоения этой сложной специальности можно работать после окончания как среднего учебного заведения – техникума или колледжа, так и высшего – университета, института или академии. Вулканологи в России - это штучные специалисты. В Москве профессию вулканолога можно получить на геологическом факультете МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургском ГУ, кафедре «Петрология и вулканология» - это главные центры изучения вулканов в России. А также на кафедре «Геоморфологии и палеогеографии» географического факультета и на отделении механики механико-математического факультета. В других городах специализацию вулканолога можно получить на геологоразведочных факультетах университетов или технических ВУЗов. Чаще всего вулканологами становятся геологи и геофизики. (Приложение 4).

Глава 2. Исследовательская часть.

2.1. Анализ рынка труда в России.

Для торговли рабочей силой существует особый рынок - рынок труда. Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. На рынке труда предприниматели и продавцы рабочей силы совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Мы проанализировали, какие на сегодняшний день самые востребованные профессии на рынке труда в России? Если 10 лет назад требовались специалисты с экономическим и юридическим образованием, то сейчас рынок труда переполнен представителями подобных профессий, и у многих возникает вопрос, какие профессии будут самыми востребованными в будущем, и какое образование получать. Казалось бы, очень трудно ответить на этот вопрос, так как рынок труда - сфера непредсказуемая, однако некоторые исследования и прогнозы сделать можно. Итак, согласно исследованиям социологов, десять самых востребованных профессий ближайшего будущего – это:

1.Инженеры. Именно инженеры технических специальностей займут лидирующие позиции на рынке трудоустройства. 2.Специалисты в сфере IT технологий. Ни одна современная фирма не обходится без компьютеров, соответственно на предприятии должны быть специалисты, которые отвечают за организацию и слаженную работу компьютерных сетей, настройку пользования Интернетом, обслуживание абонентских телефонных линий и т.д.

3.Специалисты в сфере нанотехнологий. Нанотехнологии основаны на атомно-молекулярном взаимодействии веществ, данные технологии позволяют использовать скрытые, полезные свойства веществ. Нанотехнологии-это технологии будущего. В скором времени нанотехнлогии охватят все сферы: пищевую промышленность, машиностроение, космические технологии, медицину, химическую промышленность. 4.Специалисты в области биотехнологий и биоинженерии. Понятие биотехнология означает современный метод, который использует любые биологические структуры, системы, и их части для решения той или иной задачи в рамках заданного технологического процесса. Особенно часто биотехнологии применяются в современных сельскохозяйственных предприятиях, на которых с применением методов генной инженерии изменяют свойства выращиваемых продуктов, например, для повышения урожайности или устойчивости к вредителям. В фармакологии также применяют методы биотехнологий для создания лекарств на основе биологических организмов.

5.Специалисты в сфере маркетинга. Российский рынок постоянно обновляется огромным количеством всевозможных товаров и услуг. 6. Специалисты в сфере сервиса. Постепенно благосостояние людей в России и других странах мира улучшается, поэтому возникает все большая потребность в предоставлении качественных сервисных услуг.

7.Специалист в области логистики - управление информационными потоками и материальными ценностями в ходе выпуска и реализации продукции. Россия все больше интегрируется в мировую рыночную систему, планируется её вступление во всемирную торговую организацию и другие организации. В связи с этим уже сейчас востребованной профессией является – логист. Коммуникабельность, умение быстро понять и оценить ежедневной работе. При этом необходимо еще немного разбираться в технике, транспорте, экономических вопросах, иметь географические навыки.

8.Специалист по экологической безопасности. В нашей стране, к сожалению, всегда уделялось мало внимания защите окружающей среды и здоровью человека по причине экологических проблем. Однако в настоящее время масштаб антропогенных воздействий достиг такого уровня, что без грамотных специалистов в области экологии не обойтись.

9.Специалисты в области медицинских исследований. Медицина постоянно развивается, появляются новые методы лечения, технологии, лекарства, поэтому подобные специалисты всегда будут востребованы.

10.Специалисты в области химии и химических исследований. Энергетика-это сфера, в которой химические специальности будут максимально востребованы. Подсчитано, что мировых запасов нефти хватит всего на несколько десятилетий, и уже сейчас ученые ищут и исследуют альтернативные источники энергии. В скором времени, человечество начнет активно применять исследования на практики, а химические профессии станут одними их самых востребованных.

Вывод: по этим данным мы видим, что практически все самые востребованные профессии в России в той или иной степени связаны с географией.

2.2. Ученик и карьера. Работая над темой исследования, мы решили выяснить:

1. Определились ли учащиеся 9-ых классов нашей школы с выбором будущей профессии;

2. Что они знают о будущей профессии;

3. Какие школьные предметы необходимы.

Учащимся была предложена анкета (Приложение 5). Проанализировав результаты, мы выяснили, что большинство учащихся 9-х классов пока до конца не определились с выбором профессии или имеют низкий уровень информированности о выбранной профессии. Данные показывают, что в целом наблюдается недостаток знаний о профессиях и их специфике. По степени важности предмет география занимает 7-8 позицию из 10. Предмет для 68% опрошенных не нужен, хотя называя, выбранные профессии они и не подразумевают, что в данной профессии без географии не обойтись, например, специалист МЧС. Только 2 человека (5,7%) указали, что их будущая профессия будет напрямую связана с географией (геодезия и туризм). Из профессий, связанных с географией, ученики называют: геолог, метеоролог, водитель – дальнобойщик, моряк, летчик, агроном. (Приложение 6).

1. Современная география - основа многих профессий. Две ветви единой географии, физическая и общественная, состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50: «старых» и «молодых», мужских и женских, редких и распространенных, «денежных» и не очень. Выбор очень велик.

2. Одним из основных мотивов профессионального выбора выпускников служит социальный престиж профессии, т.е. оценка значения, полезности этой профессии со стороны средств массовой информации, родителей, всей окружающей школьников социальной среды. Важную роль играет востребованность профессии на рынке труда и, конечно, материальное вознаграждение. Данная работа поможет определиться нам на профессиональном поприще или сориентироваться в профильном обучении.

3. В будущем будут востребованы такие «географические» профессии, как: инженеры, технические специалисты, геологи, экологи. С каждым годом все большее развитие получает туристическое направление экономики.

4. Если ты решил свою жизнь связать с географией, то необходимо развивать профессионально важные качества: любознательность; склонность к исследовательской деятельности; глазомер; память; ориентацую на местности; умение анализировать и логически мыслить; физическую выносливость.

5.Пути получения профессии – ВУЗы и СПО.

6 . Географ работает не только в помещении, но и на открытой местности; надо быть готовым к выездам на природу (экспедиции, полевые наблюдения, работа на местности).

7. Выдвинутая гипотеза о том, что география способна сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов, подтвердилась.

Заключение.

Изучение курса географии очень важно для профессионального самоопределения учащихся. География способна раскрыть причины и следствия безработицы, обозначить требования к современному работнику в условиях рынка труда, сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

Скачать материал