Современный русский турист кто он в журналах. Григорий Усыскин

В передовой статье журнала "Русский турист" авторы указывали на значение туризма: "Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание ее нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело - на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству..." В этом же номере определялось и само понятие туризма: "Туризм - тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов... Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека".

В том же году в свет выпускается "Дорожник" в виде ежемесячных приложений к журналу.

Много внимания в своей деятельности Общество отводило организации и проведению школьных экскурсий. Еще в 1899 году на страницах журнала "Русский турист" была учреждена специальная рубрика "О школьных путешествиях и образовательных прогулках". Здесь приводился опыт проведения экскурсий в школах России. Само Общество на свои средства организовало такую экскурсию в 1902 году для народных школ города Благовещенска. Аналогичная работа проводилась в различных учебных заведениях и ведомствах, например, при Ярославской дирекции народных училищ, при Юрьевском университете, при ряде педагогических институтов и музеев.

Огромной заслугой Российского Общества Туристов была организация 15 мая 1902 года Всероссийской выставки спорта в Санкт-Петербурге. Помимо русских организаций в этой выставке приняли участие зарубежные общества. За активную организацию и участие в этой выставке Российское общество туристов было награждено благодарственным дипломом, а его печатный орган журнал "Русский Турист" - малой золотой медалью.

Летопись туризма оставила нам имена энтузиастов, совершивших поистине марафонские переходы по неизведанным маршрутам, имена первопроходцев и отважных спортсменов, участвовавших в пешелыжных, велосипедных, конных путешествиях, кругосветных странствиях, в байдарочных, шлюпочных и парусных проплывах. Верхом энергии, отваги и мужества можно считать беспримерное кругосветное путешествие "героя колеса" Анисима Петровича Панкратова, жителя русской колонии в Харбине.

До этого все попытки иностранных туристов совершить кругосветное путешествие на велосипеде заканчивались неудачей.

Всего к концу 1895 года представители Общества велосипедистов-туристов были назначены в 24 городах России. Это позволяло главным представителям Общества велосипедистов-туристов на местах устно разъяснять свою программу, Устав и установить связи с местными велосипедными организациями.

Такая активная политика Общества велосипедистов-туристов способствовала укреплению влияния Общества во многих городах России. Она привела к тому, что Общество велосипедистов-туристов к началу XX века стало главной туристской организацией России, способствовало росту его авторитета не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Активную работу проводило Общество велосипедистов-туристов по составлению для любителей путешествий новых шоссейных карт. С этой целью в 1898 году был объявлен всероссийский конкурс по составлению новых маршрутов путеводителей и шоссейных карт. Победители этого конкурса были награждены почетными жетонами.

В 1903 году число членов достигло рекордной цифры - 2 061 человек. Постепенно численность уменьшалась. Причина - русско-японская война. К 1907 году она снизилась до 800, а к 1917 году сократилась еще на 300 членов. Чтобы активнее вести работу по вовлечению новых членов, было решено создавать на местах комитеты под руководством своих главных представителей. Руководителями таких комитетов были главные представители Общества велосипедистов-туристов, они подчинялись Правлению Общества в Санкт-Петербурге. Комитеты организовывались там, где насчитывалось не менее 25 членов. В 1903 году члены Общества были в 174 российских городах, а также в Тунисе, Италии, Корее и Японии. Более половины членов Общества проживало в азиатской части России. Самым крупным комитетом являлся благовещенский, он имел в своем составе 562 человека, за ним шел владивостокский - 240, далее петербургский - 179. В Ростове-на-Дону было 93 человека. В других городах в Общество вступало значительно меньше членов.

Общество велосипедистов-туристов 15 марта 1895 года приняло свой устав. В дальнейшем он несколько раз менялся, но его основные положения оставались неизменными, позднее они легли в основу устава Российского общества туристов в 1901 году.

Устав Общества велосипедистов-туристов (Русского туринг-клуба) насчитывал 35 статей. Любопытна статья под названием "Членами общества не могут быть":

  • 1. состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера;
  • 2. подвергавшиеся ограничениям прав по суду;
  • 3. административно-ссыльные;
  • 4. состоявшие под надзором полиции;
  • 5. профессиональные велосипедисты;
  • 6. учащиеся в учебных заведениях военного, морского и духовного ведомств. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. - Москва - Санкт-Петербург: Издательский Торговый Дом "Герда", 2000. - с.65

Надо заметить, что устав Общества непрерывно перерабатывался. 31 марта 1899 года последовало третье утверждение устава Общества. Тогда же были приняты и инструкции Правлению, местным комитетам и представителям Общества зарубежных регионах.

В 1899 году Общество принимает участие в Люксембургском международном конгрессе туризма. Туда командирует своего представителя А.И. Брудерера с целью изучения туризма за границей. На этом же конгрессе Российское общество вступает в международную Лигу Туристских Обществ и вместе с тем принимает на себя серьезные обязанности по созданию в России всего того, "что было выработано практикой туризма за границей".

Важным элементом, который способствовал развитию туризма в стране, была смелая инициатива руководства Общества велосипедистов-туристов по заключению, на основании опыта зарубежных клубов, договоров с владельцами гостиниц, где могли бы на льготных условиях останавливаться члены Общества велосипедистов-туристов.

К 1900 году было учреждено 14 Комитетов Общества в России. Открыты представительства в 135 русских городах. Учреждены 8 представительств за границей: Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Гарлем, Милан, Мюнхен и Париж. Заключены дружественные договоры с 12-ю заграничными туристскими обществами из Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США и других стран.

Таким образом, за 5 лет своего существования (1895-1900) Общество превратилось в самую крупную и авторитетную организацию в стране, число ее членов составляло к этому времени 1200 человек.

Самыми первыми в России гостиницами, владельцы которых заключили с Обществом велосипедистов-туристов договоры о льготах членам этого Общества и получили право именоваться "Гостиницами Общества велосипедистов-туристов", были:

  • · в Петербурге - "Отель Эрмитаж";
  • · в Царском Селе - "Гостиница В.С. Уткина"
  • · в Гатчине - "Гостиница Семена Веревкина";
  • · в Тамбове - "Славянская гостиница".

Сообщая эти первые сведения о гостиницах, Правление Общества просит своих членов пользоваться только ими. Через месяц в Тифлисе открылась пятая гостиница - "Ориент".

В связи с большими задачами, которые стояли перед русским туризмом, старый орган Общества велосипедистов-туристов журнал "Велосипед" перестал соответствовать им.

С января 1899 года в Петербурге начинает выходить ежемесячный журнал "Русский турист", орган Общества велосипедистов-туристов. Русского туринг-клуба. Издатель журнала "Велосипед" нарушил принятые на себя обязательства. Крайне неаккуратно и небрежно стал выходить журнал в свет, что заставило Правление ходатайствовать об ассигновании кредита на издание собственного журнала.

В передовой статье журнала "Русский турист" авторы указывали на значение туризма: "Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание ее нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело - на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству..."

В этом же номере определялось и само понятие туризма: "Туризм - тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов... Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека". В том же году в свет выпускается "Дорожник" в виде ежемесячных приложений к журналу.

22 октября 1894 года в журнале «Велосипед» было опубликовано обращение члена московского клуба велосипедистов, почетного консула Всеобщего союза велосипедистов (объединения союзов велосипедного спорта Европы и Америки) Карла Петерса, в котором он призвал провести в 1895 году поездку на велосипедах по маршруту Москва - Петербург. В ходе развернувшегося на страницах журнала обсуждения возникла идея создать в России по образцу западных стран союз велосипедистов-туристов.

15 апреля 1895 года в Петербурге по решению министра внутренних дел состоялось учредительное собрание Общества велосипедистов-туристов и его официальное открытие. Именно эта дата принята нынче как исток российского туризма.

Пользуясь правительственным разрешением 27 членов-учредителей, на первом Общем собрании избрали Комитет для управления делами Общества, выработки программы и устава Общества.

Так велосипед способствовал развитию массового туризма в России. Уже в 80-х годах XIX века велосипед превратился из забавы богатых людей в средство удобного и скорого путешествия на дальние расстояния, все чаще он использовался как средство передвижения и употреблялся для дальних загородных прогулок.

Журнал «Велосипед» и начал подготовку к созданию первого в России объединения велосипедистов-туристов. 23 апреля 1895 года он сообщал своим читателям: «Число велосипедных обществ в Санкт-Петербурге на днях увеличилось еще одним обществом - обществом велосипедистов-туристов, существовавшим номинально уже более года и только на днях получившим официальное утверждение. Общество имеет целью по возможности поощрять прогулки на велосипедах и рекорды на большие расстояния. На собрании членов общества, происходившем 7 апреля, был избран новый временный комитет общества».

Чрезвычайно важно, что утверждение Общества не было делом случайным, а, как заметил секретарь Общества, «напротив было вызвано настоятельной потребностью, которую русские туристы давно сознавали и к осуществлению которой постоянно стремились».

Члены-учредители Общества договорились с издателем журнала «Велосипед» И.А. Богельманом о том, что этот журнал станет их временным печатным органом. Комитет Общества рассматривал этот журнал в качестве «пробного камня развития туризма в России».

С 21 мая 1895 года журнал «Велосипед» стал официальном печатным органом Общества велосипедистов-туристов. В передовой статье под названием «От общества велосипедистов-туристов» сообщалось всем читателям России о том, это общество вступает в первый год своего официального существования, что оно ставит целью выработать условия для путешествий на велосипедах по России и за ее пределы, способствовать устройству таких путешествий и организовать совместные поездки на более или менее дальние расстояния. Общество предполагало издавать дорожники и сборники в помощь участникам путешествий, а также постепенно создать карту Российской империи.

Российское общество велосипедистов-туристов, а впоследствии Русское общество туристов, состояло из почетных, действительных пожизненных членов. Вступительный взнос для действительных членов равнялся двум рублям. В течение только одного 1895 года в Общество было принято 157 новых членов.

Всего к концу 1895 года представители Общества велосипедистов-туристов были назначены в 24 городах России. Это позволяло главным представителям Общества велосипедистов-туристов на местах устно разъяснять свою программу, Устав и установить связи с местными велосипедными организациями.

Такая активная политика Общества велосипедистов-туристов способствовала укреплению влияния Общества во многих городах России. Она привела к тому, что Общество велосипедистов-туристов к началу XX века стало главной туристской организацией России, способствовало росту его авторитета не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Активную работу проводило Общество велосипедистов-туристов по составлению для любителей путешествий новых шоссейных карт. С этой целью в 1898 году был объявлен всероссийский конкурс по составлению новых маршрутов путеводителей и шоссейных карт. Победители этого конкурса были награждены почетными жетонами.

В 1903 году число членов достигло рекордной цифры – 2 061 человек. Постепенно численность уменьшалась. Причина – русско-японская война. К 1907 году она снизилась до 800, а к 1917 году сократилась еще на 300 членов. Чтобы активнее вести работу по вовлечению новых членов, было решено создавать на местах комитеты под руководством своих главных представителей. Руководителями таких комитетов были главные представители Общества велосипедистов-туристов, они подчинялись Правлению Общества в Санкт-Петербурге. Комитеты организовывались там, где насчитывалось не менее 25 членов. В 1903 году члены Общества были в 174 российских городах, а также в Тунисе, Италии, Корее и Японии. Более половины членов Общества проживало в азиатской части России. Самым крупным комитетом являлся благовещенский, он имел в своем составе 562 человека, за ним шел владивостокский – 240, далее петербургский – 179. В Ростове-на-Дону было 93 человека. В других городах в Общество вступало значительно меньше членов.

Общество велосипедистов-туристов 15 марта 1895 года приняло свой устав. В дальнейшем он несколько раз менялся, но его основные положения оставались неизменными, позднее они легли в основу устава Российского общества туристов в 1901 году.

Устав Общества велосипедистов-туристов (Русского туринг-клуба) насчитывал 35 статей. Любопытна статья под названием «Членами общества не могут быть»:

1. состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера;
2. подвергавшиеся ограничениям прав по суду;
3. административно-ссыльные;
4. состоявшие под надзором полиции;
5. профессиональные велосипедисты;
6. учащиеся в учебных заведениях военного, морского и духовного ведомств.

Надо заметить, что устав Общества непрерывно перерабатывался. 31 марта 1899 года последовало третье утверждение устава Общества. Тогда же были приняты и инструкции Правлению, местным комитетам и представителям Общества зарубежных регионах.

В 1899 году Общество принимает участие в Люксембургском международном конгрессе туризма. Туда командирует своего представителя А.И. Брудерера с целью изучения туризма за границей. На этом же конгрессе Российское общество вступает в международную Лигу Туристских Обществ и вместе с тем принимает на себя серьезные обязанности по созданию в России всего того, «что было выработано практикой туризма за границей».

Важным элементом, который способствовал развитию туризма в стране, была смелая инициатива руководства Общества велосипедистов-туристов по заключению, на основании опыта зарубежных клубов, договоров с владельцами гостиниц, где могли бы на льготных условиях останавливаться члены Общества велосипедистов-туристов.

К 1900 году было учреждено 14 Комитетов Общества в России. Открыты представительства в 135 русских городах. Учреждены 8 представительств за границей: Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Гарлем, Милан, Мюнхен и Париж. Заключены дружественные договоры с 12-ю заграничными туристскими обществами из Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США и других стран.

Таким образом, за 5 лет своего существования (1895-1900) Общество превратилось в самую крупную и авторитетную организацию в стране, число ее членов составляло к этому времени 1200 человек.

Самыми первыми в России гостиницами, владельцы которых заключили с Обществом велосипедистов-туристов договоры о льготах членам этого Общества и получили право именоваться «Гостиницами Общества велосипедистов-туристов», были:

В Петербурге – «Отель Эрмитаж»;
- в Царском Селе – «Гостиница В.С. Уткина»
- в Гатчине – «Гостиница Семена Веревкина»;
- в Тамбове – «Славянская гостиница».

Сообщая эти первые сведения о гостиницах, Правление Общества просит своих членов пользоваться только ими. Через месяц в Тифлисе открылась пятая гостиница – «Ориент».

В связи с большими задачами, которые стояли перед русским туризмом, старый орган Общества велосипедистов-туристов журнал «Велосипед» перестал соответствовать им.

С января 1899 года в Петербурге начинает выходить ежемесячный журнал «Русский турист», орган Общества велосипедистов-туристов. Русского туринг-клуба. Издатель журнала «Велосипед» нарушил принятые на себя обязательства. Крайне неаккуратно и небрежно стал выходить журнал в свет, что заставило Правление ходатайствовать об ассигновании кредита на издание собственного журнала.

В передовой статье журнала «Русский турист» авторы указывали на значение туризма: «Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание ее нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело – на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству...»

В этом же номере определялось и само понятие туризма: «Туризм – тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов... Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека».

В том же году в свет выпускается «Дорожник» в виде ежемесячных приложений к журналу.

Много внимания в своей деятельности Общество отводило организации и проведению школьных экскурсий.

Еще в 1899 году на страницах журнала «Русский турист» была учреждена специальная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных прогулках». Здесь приводился опыт проведения экскурсий в школах России. Само Общество на свои средства организовало такую экскурсию в 1902 году для народных школ города Благовещенска.

Аналогичная работа проводилась в различных учебных заведениях и ведомствах, например, при Ярославской дирекции народных училищ, при Юрьевском университете, при ряде педагогических институтов и музеев.

Журнал «Русский турист» как живое отражение жизни Общества, да и страны в целом испытывал перемены, подъемы и спады. Нас же интересует жизнь именно Общества с его буднями и праздниками.

Огромной заслугой Российского Общества Туристов была организация 15 мая 1902 года в Санкт-Петербурге Всероссийской выставки спорта. Помимо русских организаций в этой выставке приняли участие зарубежные общества.

За активную организацию и участие в этой выставке Российское общество туристов было награждено благодарственным дипломом, а его печатный орган журнал «Русский Турист» – малой золотой медалью.

Летопись туризма оставила нам имена энтузиастов, совершивших поистине марафонские переходы по неизведанным маршрутам, имена первопроходцев и отважных спортсменов, участвовавших в пешелыжных, велосипедных, конных путешествиях, кругосветных странствиях, в байдарочных, шлюпочных и парусных проплывах.

Верхом энергии, отваги и мужества можно считать беспримерное кругосветное путешествие «героя колеса» Онисима Петровича Панкратова, жителя русской колонии в Харбине. Попытки многих иностранных туристов совершить к тому времени кругосветное путешествие на велосипеде закончились неудачей.

«Я поехал в кругосветное путешествие как русский спортсмен, с национальным флагом нашей Родины», - записал в своем дневнике О.П. Панкратов, начиная это путешествие. 28 июня 1913 года Харбин встречал своего героя. Почетный трофей – Бриллиантовая звезда украсила грудь российского спортсмена, харбинского часовщика, проехавшего 50 тысяч километров вокруг света.

Уже в первом выпуске 1899 года читатель журнала «Русский турист», а получали его бесплатно все члены Общества, мог познакомиться с уставом Русского туринг-клуба, узнать достаточно подробно о состоявшемся в Лондоне первом конгрессе Интернациональной лиги туристов, который состоялся 6–10 июня 1899 года и где представителем от России был А. Брудерер. В то же время петербургские туристы могли взять на заметку программу совместных поездок с 24 июня по 18 июля 1899 года, главным образом по Карельскому перешейку.

Здесь же подробно рассказывалось о деятельности Крымского горного клуба, основанного в Одессе в 1890 году, и было подчеркнуто, что он устроен по образцу западноевропейских альпийских клубов.

Журнал «Русский турист» сыграл огромную роль в истории туризма, сплотив все туристские представительства в Российское общество туристов. Он способствовал дальнейшему развитию экскурсионного дела в России, обобщал опыт зарубежных Туринг-клубов, устанавливал с ними дружеские отношения, призывал открыть и познать себя и мир вокруг.

Очень актуально звучит и сегодня передовая статья в январском номере журнала за 1901 год. Ее назвали удивительно просто – «Призыв»: «Обширна наша Русь, велики ее разнообразные сокровища, богата событиями история, многочисленны живописные места, интересен и симпатичен народ. Знаем ли мы ее, нашу Родину, изучаем ли ее? Но мы не только не изучаем ее, мы даже не стараемся узнать подробнее те места, на которых живем. Это непростительно. Это непатриотично. А между тем как нетрудно сделаться участником в общей работе, которая была бы прилична верным сынам своей Родины!»

С январского номера журнала открывался новый отдел «Родные углы». Именно поэтому редакция приглашала коллег и друзей «отозваться на этот призыв и внести в общую сокровищницу свою лепту, как бы ни была ничтожна ее кажущаяся ценность, потому что в этих мелочах таится сила нашей Родины, - эти мелочи – атомы света, из которого соткано лучезарное сияние славы нашей Родины».

Со дня основания Общества, а затем и журнала шла не слишком приметная, но принципиальная борьба за право считать Русский туринг-клуб не только и не столько обществом велосипедистов. Представляя обзор Бельгийского бюллетеня Туринг-клуба за декабрь 1900 года, редакция журнала «Русский турист» писала: «Туринг-клуб – отнюдь не исключительно общество циклистов (велосипедистов)... В числе наших сочленов туристов никогда не состояли только одни поклонники "стального коня". Бельгийский Туринг-клуб распространяет свою заботливость на всех туристов и он всегда к услугам каждого, кто путешествует по железной дороге, пешком, верхом на лошади или в экипаже, на автомобиле, яхте, лодке или на велосипеде. Припомним, что некоторые европейские Туринг-клубы считали своим долгом обратить внимание на это же. Туринг-клуб обозначает "туризм", а вовсе не "циклизм"».

Особенно остро возникли прения о будущем названии Общества при рассмотрении нового проекта устава Русского туринг-клуба, которому журнал посвятил многие страницы в последние месяцы 1901 года. Резюмируя дискуссию, Правление Общества подводило ее итоги: «Правление пришло к твердому убеждению, что слово "велосипедисты" в переживаемое нами время есть бесспорно слово роковое, и роковое именно для связей, прочного существования и дальнейшего развития Общества». Правление Общества было убеждено, что Общество велосипедистов-туристов неминуемо должно будет превратиться в «Русский туринг-клуб».

Московский представитель А.П. Дитмар предложил при переименовании Общества изменить и знак Общества, состоящий из трех букв – Р.Т.К., окруженных трехцветной лентой государственных цветов. Внизу на банте помещается год основания – 1895.

Надо заметить, что и сегодня Туристско-спортивный союз России через девять десятков лет вынулся к этому знаку.

Важной инициативой, которая способствовала развитию туризма в стране, была практика по заключению договоров с владельцами гостиниц, где могли бы на льготных условиях останавливаться члены Общества. Была напечатана специальная инструкция-ведомость, где указывались сведения о владельце гостиницы, расценке на сдаваемые помещения, питание и возможность получить скидку. Таким гостиницам выдавались особые знаки принадлежности к Обществу.

В конце 1901 года создается единое Российское общество туристов. Это явилось поворотным пунктом в истории развития туризма и экскурсий в России. Данный факт отметил председатель Российского общества туристов Николай Андреевич де-Шарио в декабрьском номере журнала за 1902 год, поздравляя всех членов Общества с Новым годом:

«...Пусть теперь, когда мы уже освободились от односторонности обособленного Общества велосипедистов, всякий истинный друг туризма, путешествующий пешком, на лодке, пароходе или по железной дороге, пусть присоединяется к нам. Теперь мы, кажется, имеем право и возможность спросить себя: почему же не все русские люди – члены Российского общества туристов? Ведь общая наша задача и цель (бескорыстная, не мешает добавить) – познавать родную страну и через это научиться любить ее, достигается путем разработки и устройства экскурсий, прогулок для посещения городов, монументов, менее известных мест, причем мы желали бы облегчить переезды наших членов, так сказать, сгладить им путь, делая его, по возможности, без ухабов и "камней преткновения"».

Авторитет Российского общества туристов непрерывно растет. За активную организацию и участие во Всероссийской выставке спорта, которая была организована в мае 1902 года в Петербурге, Общество награждено благодарственным дипломом, а журнал «Русский турист» отмечен малой золотой медалью. В августе того же года представитель Русского туринг-клуба присяжный поверенный М.А. Миклашевский принимает участие в IV Международном конгрессе лиги туристских обществ, который состоялся в Женеве.

Общество продолжало активно работать, организуя коллективные поездки своих членов, издавая журнал «Русский турист» и приложения к нему – «Дорожник и «Ежегодник», своеобразную дорожно-справочную книжку.

Много сил отдавало Правление Общества своим изданиям. Журнал «Русский турист» регулярно, раз в месяц, выходил с 1899 по 1912 год. В 1913 году вышло всего 4 номера, и на том он закончил свое существование.

В первом номере журнала за 1912 год прозвучали с болью и горечью слова, обращенные к «господам туристам»: «Проснитесь же!» Здесь же приводились итоги деятельности Российского общества туристов за время его существования с 1895 года. Это своеобразный отчет, который необходимо дать в полном объеме:

1. Образован справочный медицинский отдел, разъясняющий вопросы, связанные с путешествиями с лечебной целью как по России, так и за границей. Отдел имеет во всех курортах своих консулов.
2. По распоряжению Русского, Бельгийского, Швейцарского и Итальянского министерства финансов Российское общество туристов пользуется особыми таможенными льготами.
3. Общество награждено 3 почетными наградами на выставках.
4. Издается уже 14-й год журнал под названием «Русский турист», удостоенный золотой медалью.
5. Издано более 20 дорожных карт и планов городов России.
6. Вступило в союз со всеми заграничными обществами и вместе с тем состоит в Международной лиге туристских обществ.
7. Образовало Дорожный и Путевой капиталы и выдало на них пособия.
8. Устроило 5 ученических экскурсий, ассигновав на это дело более 2500 рублей.
9. Образовало 25 Комитетов и открыло свыше 100 представительств в главных городах России.
10. Устраивает круглый год совместные загородные экскурсии на пароходах, автомобилях, велосипедах, лыжах и прочее.
11. Устраивает для членов заграничные экскурсии.
12. Снабжает путешественников необходимыми для них сведениями и справками, составляет маршруты.
13. Достигло особых скидок в гостиницах и различных магазинах России, а также за границей.
14. Основало собственную библиотеку и прочее.

Как будто чрезвычайно полный и значительный перечень дел, с которыми справилось Русское общество туристов. Но много ли это? Ведь все в жизни относительно. Для сравнения тут же приводятся данные из жизни аналогичного Общества во Франции. За более чем 30 лет французский Туринг-клуб стал гордостью страны. Он насчитывает 130 000 членов в разных концах земли. По инициативе Туринг-клуба в палате депутатов разбирался вопрос о принятии мер против истребления лесов. Комиссия Клуба отправила 10 тысяч франков на борьбу с лесоистреблением, да еще на свои деньги ставит скамейки, чтобы дать возможность путнику отдохнуть и полюбоваться красивым пейзажем. Комиссия расчищала в лесах тропинки, ставила мостики.

Французский Туринг-клуб имеет специальный отдел для содействия школьным экскурсиям. За 1911 год 70 школьных обществ насчитывали 3 000 членов по различным департаментам Франции. Специальный комитет Клуба заботится о сохранении памятников старины. На реставрацию отпущено 100 тысяч франков.

Редакция журнала «Русский турист» приходит к выводу: «Наша сообщница Франция показала нам, что можно сделать из организации, поставившей себе, казалось бы, такую узкую задачу как туризм».

Продолжая эти рассуждения, авторы очень точно подмечают, что «туризм тесно связан с жизнью всего общества, с жизнью государства, что задачи колоссальны и влияние на жизнь государства несомненно. Но каких усилий, каких жертв, какой напряженной работы все это потребовало».

Не является ли подобная деятельность туристов Франции перспективой перед Русским обществом туристов? «Неужели же то, – спрашивают авторы, – что вполне возможно на Западе, окажется только красивой мечтой на Востоке?»

Так в чем же дело, почему Русское общество туристов не работает как Французский Туринг-клуб? Все просто! «Последние четыре года, – говорится в этом материале, – Общество исключительно интересовалось политикой...». Какие ассоциации приходят сегодня на ум?

И все же 1912 год был последним, когда вышли все 12 номеров. Пульс журнала угасал. В 1913 году вышло только номера. Журнал «Русский турист», так долго будивший интерес к познанию своей Родины, пониманию прекрасного, воспитанию национальной гордости, сам ушел в историю.

Необходимо отметить, что жизнь Общества была чрезвычайно разнообразна и не ограничивалась только изданием журнала.

В 1907 году при Российском обществе туристов создана Комиссия «Образовательные экскурсии по России». Она занималась как проведением экскурсий по крупным городам, так и знакомила с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. Для этого Комиссия открыла курсы по подготовке руководителей экскурсий, на которых читали лекции общеобразовательного цикла и давали различные знания по будущему маршруту.

Один из пунктов правил Комиссии гласил: «В число экскурсантов принимаются лица, не обладающие настолько достаточными материальными средствами, чтобы совершать образовательные экскурсии самостоятельно. Комиссия имеет в виду необеспеченный материально контингент русской интеллигенции и главным образом – учащихся народной школы и служащих в общественных (земских и городских) и других учреждениях».

Общероссийское движение велосипедистов, как и других любителей спорта, носило характер общественного, клубного объединения. Однако масштабы его деятельности и количество участников переросли рамки элитарного клуба, превращаясь в массовое туристское движение. Особенность формирования туризма в России состояла в том, что процесс шел по двум сближающимся линиям. С одной стороны, в пространстве коммерции формировался потенциал туристских регионов, вырабатывался сервис гостеприимства, отельный и ресторанный бизнес, создавались новые средства передвижения, соответствующие формату массового туризма. С другой стороны, интерес и вкус к путешествиям вырабатывались в ходе увлечения техническими видами спорта, оформлялись в виде клубов и обществ.

В клубном движении решающую роль сыграла инициатива туристов-велосипедистов, общество которых стало основой для создания первого в России туристического объединения. В 1901 г. Общество велосипедистов-туристов было реорганизовано и переименовано в Российское общество туристов (далее – РОТ), которое включало в себя уже не только велотуризм, но и все прочие существовавшие виды туризма. В рамках данного общества организовывались спортивные выставки, разрабатывались различные туристические маршруты, как пешие, так и велосипедные, проводились походы и гонки между представителями разных клубов. Особой популярностью пользовались велосипедные маршруты по Крыму и Кавказу. Правда, до момента реального объединения всех видов туристских клубов прошло еще несколько лет. Энтузиазм любителей путешествий только нарастал. Лидерами этого движения были горные туристские клубы и объединения велосипедистов.

Движение за объединение туристских клубов в 1901– 1903 гг. шло в процессе обсуждения общего устава и общей модернизации туризма. Русский Туринг-клуб объединял энтузиастов туризма и дистанцировался в равной степени как от коммерческого направления туризма, так и от профессионального спорта. В уставе РОТ целью создания общества заявлялось "содействие распространению в России туризма во всех его видах, без различия способов передвижения", "ознакомление участников с разными местностями России посредством путешествий, экскурсий и прогулок; развития всех видов полезного спорта" (Устав РОТ. СПб., 1913. С. 1, 3). Таким образом, с самого начала РОТ позиционировалось как общественное самодеятельное движение, без постановки каких-либо коммерческих целей. Главой русского Туринг-клуба и затем РОТ стал Николай Андреевич Шарио, страстный энтузиаст путешествий. Поздравляя своих единомышленников по РОТ с новым 1902 г. он писал: "Почему же не все русские люди – члены Российского общества туристов? Ведь общая наша задача и цель – познавать родную страну и через это научиться любить ее – достигается путем разработки и устройства экскурсий, прогулок для посещения городов, монументов, менее известных мест" (Русский турист. 1902. № 12. С. 4).

Российский Туринг-клуб представлял собой разветвленную сеть местных туристских обществ, имел представительство в 135 городах России, а в 1903 г. представительства клуба имелись уже в 174 городах России, а также в некоторых зарубежных странах. Объединение туристских организаций в масштабе страны дополнялось выходом на международный уровень. В начале XX в. русский Туринг-клуб вступил в международную Лигу туристских обществ, заключил договоры о сотрудничестве с 12 зарубежными туристскими организациями, имел свои представительства в 8 городах за границей. Помимо прежнего журнала "Велосипедист" Туринг-клуб начал издавать более серьезный - "Ежегодник", который служил одновременно справочником по велосипедным маршрутам. Публиковались и брошюры с отдельными описаниями наиболее популярных маршрутов. К началу XX в. было освоено 12 маршрутов, не все из которых являлись велосипедными. Количество членов Туринг-клуба достигло 5 тыс. членов, что значительно превысило членство во всех других клубах, хотя, разумеется, было совершенно недостаточно для всей России.

С января 1899 по 1912 г. выпускался ежемесячный журнал "Русский турист" (рис. 12.2), в котором печатались рассказы путешественников, практические советы, краеведческие заметки, документы общества. В передовой статье этого издания цель данного печатного органа была заявлена следующим образом: "Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание ее нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело – на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству..." (Русский турист. 1899. № 1. С. 8). Такое направление журнала как нельзя лучше совпадало с целями РОТ. Заявленная позиция демонстрирует главную специфику российского туризма: он формировался вне коммерческой структуры и не опирался на профессиональный спорт. Скорее, его можно отнести к проявлениям общественного движения неполитического характера. В журнале работал отдел "Родные углы", который вел туристско-краеведческую тематику при помощи своих читателей из провинции. Журнал "Русский турист" был награжден малой золотой медалью за свою активную деятельность на Всероссийской выставке спорта в Петербурге в мае 1902 г. После феноменальной "кругосветки" О. П. Панкратова знаменитый велосипедист разрешил печатать свой дневник и путевые заметки именно в журнале "Русский турист". Медицинский отдел журнала "Русский турист" пропагандировал лечебный отдых на русских курортах. В начале XX в. это был главный журнал туристского движения в России.

Рис. 12.2. Журнал "Русский турист". Начало XX в.

Чрезвычайно обширной была деятельность РОТ, которое с самого начала сосредоточилось на практической помощи массовому туризму. Важным делом было заключение договоров с гостиницами о льготных условиях проживания для своих членов. Реальная работа РОТ в первое десятилетие после его создания впечатляет. Уже в первые пять лет своего существования оно фактически стало общероссийским, имея около 200 филиалов во всех крупных городах России. Были заключены договоры с туристскими обществами Германии,

Австрии, Италии, Франции, США и других стран. На территории России действовало 12 больших маршрутов с различными вариантами:

  • – северный маршрут простирался от Москвы до Архангельска, Соловков и заходил на территорию Норвегии (г. Вердэ);
  • – по Волге и Каме проходило три речных круиза;
  • – несколько недорогих маршрутов (25–50 руб.) проходило по Кавказу;
  • – в Крыму пролегло два маршрута;
  • – предусматривался экзотический маршрут по Средней Азии на 36 дней.

Все маршруты сопровождались подробным описанием, перечислением необходимых для туриста вещей, указывалась стоимость каждого ночлега или другой услуги на маршруте, путешественники обеспечивались хорошими гидами и переводчиками. Некоторые маршруты составлялись предельно дешево, благодаря договорам с гостиницами, размещением у местных жителей и пр. Российское общество туристов обеспечивало каждый маршрут отдельным путеводителем с картами и описанием достопримечательностей. Заграничные туры планировались небольшими группами и по оригинальным маршрутам. Важно учесть, что весь этот сервис и скидки предлагались почти исключительно членам РОТ.

Общественная деятельность РОТ выразилась в организации широкого экскурсионно-образовательного движения в рамках особого общественного внимания к школе и народным учителям. В начале XX в. представители РОТ в разных городах брались за организацию образовательных экскурсий с привлечением местных краеведов, ученых, журналистов. С 1907 г. в РОТ действовала комиссия по организации образовательных экскурсий для школьников, а с 1910 г. проводились благотворительные поездки "для недостаточных лиц" с особо низкими ценами. Дешевизна определялась тем, что такие туристы практически сами обеспечивали себе сервис ночлега и питания. Детальная информация для экскурсантов летом 1911 г. предлагала взять с собой в том числе:

  • – багажную корзину размером 12 на 8 вершков, которая хорошо входит под лавочку в вагоне;
  • – плед, одеяло или тонкий матрасик, две-три простыни и маленькую подушку;
  • – удобную обувь, кружку, тетрадь для записей и две-три книги;
  • – две-три кофточки немарких.

Со своей стороны организаторы поездок обещали обеспечить завтрак, обед, легкий ужин, чай, провоз багажа, оплату помещения для ночлега за 20–25 кон. и отличных экскурсоводов. В России для экскурсионных поездок вместо корзинки стали использовать альпийский мешок, или, как тогда писали, ruksack, какой носили горцы и туристы в Швейцарии. Для этого по образцу, привезенному из Швейцарии, заказывался пошив рюкзаков.

К 1912 г. сложилась система дальних путешествий РОТ. Предлагалось 10 разных маршрутов по европейской части страны, в том числе по Кавказу, Крыму, по северу страны через Москву, Петербург и Финляндию, по центральной части и волжским городам. При обществе имелась обширная библиотека, формировался архив из отчетов членов клуба. В 1911 г. правление РОТ переехало в Москву, где было больше членов общества. За время своей деятельности до Первой мировой войны РОТ провело несколько масштабных мероприятий, которые способствовали развитию туризма. Помимо всероссийских и региональных выставок, это были разнообразные демонстрационные мероприятия. Уникальный лыжный пробег "Москва – Петербург" по инициативе РОТ осуществили московские студенты зимой 1911 г. Было пройдено почти 700 верст в условиях российского зимнего бездорожья и отсутствия какого-либо сервиса питания.

Российский Туринг-клуб активно популяризировал свою деятельность и даже разработал собственную символику: увенчанный лентой триколор, который используется и в современном туризме России. В Петербурге 15 мая 1902 г. была организована выставка спорта, на которой пропагандировались новые виды туризма с использованием технических средств и средств передвижения: велосипед, лыжи, конный туризм, байдарки, передвижение по железной дороге и пр. На выставке были представлены и зарубежные туристские общества.

Однако было немало препятствий на пути развития туризма. В 1910 г. Министерство внутренних дел в связи с активизацией революционных партий ужесточило требования к путешествующим и оформлению документов для выезда за рубеж. Тогда же специальный циркуляр предписывал губернаторам и местной полиции усилить надзор за участниками организованных экскурсий. Особый отдел департамента полиции завел дело о деятельности РОТ, поскольку обнаружилось, что немало оппозиционно настроенных интеллигентов и даже участников революционного движения работали с экскурсантами и разрабатывали маршруты. В записке Петербургского охранного отделения в департамент полиции от 24 июля 1910 г. отмечалось, что оздоровительные экскурсии слушателей народных университетов являются одним из способов пропаганды, поскольку во время экскурсий "пропаганда ведется совершенно свободно вследствие отсутствия бдительного надзора полиции" (Усыскин , 2007, с. 71); 31 января 1910 г. были арестованы 11 членов социал-демократической партии, которые работали в экскурсионной комиссии РОТ. Заключение полиции было недалеко от истины. Действительно, экскурсионную просветительскую работу вели многие общественные деятели, не вполне лояльные к власти. Например, московское отделение РОТ в 1908 г. возглавлял профессор В. Н. Бобринский, член Крестьянского союза, а экскурсионной комиссией Санкт-Петербургского общества народных университетов руководил участник покушения на Александра III М. В. Новорусский, бывший член террористической организации "Народная воля" и узник Шлиссельбургской крепости. Первая мировая война настолько осложнила ситуацию в стране и на мировой арене, что деятельность РОТ была фактически остановлена. Его частичное возрождение в 1920-е гг. как нового клубного движения было сметено идеологией и организационными структурами "пролетарского туризма".

15 апреля 1895 г. в Петербурге состоялось учредительное собрание Общества велосипедистов-туристов. 27 членов-учредителей избрали Комитет для управления делами общества, который дол; жен был выработать программу его деятельности (Очерк пятилетнего существования Общества велосипедистов-туристов (Русского туринг-клуба), 1900).

Причиной возникновения объединения велосипедистов-туристов явилось достаточно широкое распространение в России к концу ХIХ в. двухколесных велосипедов, которые к тому времени перестали служить лишь для развлечения обеспеченных людей, а все больше превращались в удобное средство передвижения, все чаще употреблялись для дальних загородных прогулок.

Необходимо отметить, что объединения любителей езды на велосипеде возникали и раньше. Еще в 1880 г., т. е. до изобретения полой пневматической шины, в Петербурге было создано первое в России общество велосипедистов, а в 1884 г. учреждено Московское общество велосипедистов-любителей. Стали появляться различные велосипедные общества и кружки и в других городах России. Эти первые малочисленные организации, состоявшие обычно из нескольких десятков человек, объединяли в основном состоятельных людей, имевших средства для приобретения дорогостоящего по тем временам велосипеда. Они проводили для своих членов коллективные поездки различной протяженности, обычно не более 200 верст, тем самым сближая велосипедистов-любителей и пропагандируя велосипед в жизни российского общества (Московское общество велосипедистов-любителей, 1892) .

Сведения о развитии обществ велосипедистов в России можно почерпнуть из выходивших в конце ХIХ в. журналов «Велосипедист» и «Циклист» в Москве и «Велосипед» и «Самокат» в Петербурге.

Журналом «Велосипед» началась подготовка к созданию первого в России объединения велосипедистов-туристов. Обсуждение устава будущего общества началось на его страницах в 1892 г., и только через три года появилось Российское общество велосипедистов-туристов, имевшее и второе, заимствованное с запада, название – Русский туринг-клуб. Его основной целью было «...содействовать развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности» (Устав Общества велосипедистов-туристов..., 1899).

Российское общество велосипедистов-туристов (впоследствии Российское общество туристов – РОТ) состояло из почетных, действительных и пожизненных членов. Для вступления в общество требовались две рекомендации от его членов, после чего можно было баллотироваться для принятия в общество на общем собрании. Вступительный взнос для действительных членов равнялся двум рублям. Такими же были и ежегодные взносы. Чтобы стать пожизненным членом, достаточно было единовременно внести в кассу не менее 50 руб. Почетные члены избирались общим. собранием за какие-либо выдающиеся заслуги перед обществом.

Официальным его изданием до 1899 г. оставался журнал «Велосипед». С января 1899 г. общество, окрепнув, начало издавать ежемесячный журнал «Русский турист».

Число членов общества значительно колебалось. Оно росло до 1903 г., когда достигло рекордной цифры – 2061 человек. Но в 1904 г. его численность уменьшилась на 40 процентов (причиной чему явилась русско-японская война) и в дальнейшем продолжала падать. Уже в 1907 г. она снизилась до 800 человек, а к 1917 г. сократилась еще на 300 членов.

География влияния общества была достаточно широка. Так, в 1903 г. его члены были зарегистрированы в 174 российских городах, а также в Тунисе, Италии, Корее и Японии. Более половины их проживало в азиатской части России.

По уставу общества там, где насчитывалось не менее 25 членов, образовывались комитеты. Городов, в которых могли быть созданы комитеты, в год наибольшего расцвета общества оказалось всего 14. Самым крупным комитетом являлся благовещенский, имевший в своем составе 562 человека, за ним шел владивостокский – 240, далее петербургский – 179, ростовский (Ростов-на-Дону) – 93 человека. В десяти городах – Воронеже, Иркутске, Киеве, Дальнем, Зее-Пристани, Лодзи, Одессе, Риге, Хабаровске, Харбине Новом – в РОТ было от 30 до 70 туристов-велосипедистов. В большинстве остальных городов, даже в таких крупных губернских, как Владимир, Рязань, Калуга, Кишинев, Харьков, в общество вступило всего по одному члену. Интересно отметить, что Москва, где еще в середине 80-х гг. возникло одно из первых обществ велосипедистов-любителей, в 1903 г. имела только 20 членов Русского туринг-клуба.

Основными задачами общество считало проведение коллективных поездок своих членов, организацию гостиниц в разных городах России для приема туристов, издание журнала «Русский турист», «Дорожника» и «Ежегодника», представлявших собой дорожно-справочные книжки для туристов.

Вот какими были некоторые коллективные поездки членов петербургского комитета РОТ, например, в августе 1899 г. (Итоги совместных поездок членов Петербургского представительства Общества велосипедистов-любителей в лето 1899 года, 1899):

Пример:

Аналогично велась работа и в других местах. В основном организовывались выезды небольших групп в окрестности города.



За участие в коллективных поездках начислялись зачетные баллы в зависимости от пройденного расстояния, и в конце года тех, кто набирал наибольшее число баллов, награждали специальными памятными жетонами общества.

К 1910 г. созрел план дальних путешествий членов общества по России. Инициатором этих поездок стали московские туристы-велосипедисты. Поездки предназначались для лиц, не обладавших достаточными средствами для совершения дальних экскурсий самостоятельно. Путешествия проводились на Кавказ, Черное море, Урал и в другие районы Российского государства. При создании маршрута его организаторы ориентировались, главным образом, на представителей РОТ в различных городах, хорошо знающих свой край. Так, если в одном месте группу туристов встречал геолог, то в другом – ботаник, в третьем – историк и т. д. Закончив маршрут, участники экскурсии получали достаточно полное представление о крае, его природе, экономических особенностях, истории, быте местных жителей. На всем маршруте общество: снимало помещения для экскурсантов и приспосабливало их под общежития.

К 1912 г. уже сложилась система дальних путешествий Российского общества туристов. Предлагались 10 разнообразных маршрутов по европейской территории страны. Вот что представляли некоторые из них:

№ 1. Крым.

Москва – Феодосия – Судак – Ялта и окрестности – Севастополь и окрестности – Бахчисарай – Москва. 28 дней.

№ 2. Кавказ. Военно-Грузинская дорога.

Москва – по Военно-Грузинской дороге до станции Казбек – Тифлис – Боржоми – Батуми – Новый Афон – Новороссийск – Москва. 30 дней.

№ 3. Финляндия. Южный.

Москва С.-Петербург – Выборг – Сайменский канал – оз. Сайма поездки по озеру и на Иматру – Гельсингфорс – Ганге – Або – С.-Петербург. 21 день.

№ 4. Урал.

Москва Нижний Новгород (Волга – Кама – Белая) – Уфа - Златоуст - озеро Тургояк – Миасс – Кыштым – Екатеринбург – Кунгур – Пермь (Кама – Волга) – Нижний Новгород – Москва, 28 дней. (Экскурсии по России, 1912).

Важное место дальним поездкам отводил ростовский комитет РОТ. Местоположение Ростова-на-Дону вблизи Кавказа определило и географическую направленность ростовских дальних многодневных экскурсий.

Большой популярностью у членов общества пользовались поездки по Военно-Грузинской дороге от Владикавказа до Тифлиса и обратно. По Военно-Грузинской дороге экскурсанты передвигались пешком и на велосипедах и за все время путешествия преодолевали около 400 км.

Определенная роль придавалась в работе РОТ организации поездок своих членов за границу. Эти путешествия в большинстве не были коллективными, к каким мы привыкли сегодня, а совершались в одиночку или малочисленными группами по маршрутам, разработанным самими туристами.

Правление общества для облегчения пребывания своих членов за границей заключило дружеские договоры с Бельгийским, Австрийским, Английским, Итальянским и другими туринг-клубами, Всеобщим нидерландским союзом велосипедистов. На основании этих договоров иностранные общества предоставляли членам РОТ при посещении их стран те преимущества, которые имели туристы этих государств в приобретении проездных билетов, размещении в гостиницах, получении за минимальную плату изданий по туризму, доступных лишь членам общества, ремонте велосипедов в мастерских. Кроме того, правление добилось, чтобы по распоряжению русского, бельгийского, швейцарского и итальянского министров финансов члены РОТ пользовались особыми таможенными льготами.

Много сил и энергии отдавало правление общества своим изданиям. С 1899 по 1912 г. регулярно выходил журнал «Русский турист». В нем публиковались официальные документы общества, рассказы о совершенных путешествиях по стране и за границей, сообщения о школьных экскурсиях, которым члены РОТ придавали большое значение. С первых же лет существования журнала был введен раздел «Родные углы», в котором читатели находили интересно написанные заметки о различных городах России: Иркутске и Ростове-на-Дону, Рязани и Феодосии и многих других. Журнал публиковал материалы о необходимости сохранения культурных ценностей, так как тогда нередко уничтожались памятники культуры и истории. Например, из статьи с хлестким названием «О рязанском вандализме» узнали читатели о том, что в древней Рязани разобрано до основания большое крыльцо с аркой и лестницей у дворца Олега, простоявшее века «на красу всему городу».

Общество издало также 8 планов городов России, 20 дорожных карт по маршрутам Москва – Торжок, Москва – Ярославль, по окрестностям Петербурга, Новгород – Петербург и др.

Добившись некоторых успехов, Российское общество туристов все же не превратилось в мощную туристскую организацию в стране из-за определенной пассивности его членов. Так, даже в первые годы существования, например, в 1900 г., из 300 членов общества в Петербурге общие собрания посещали не более 30 человек, и эта ситуация не изменилась во все последующие годы.

«Проснитесь же!» – взывали в 1900 г. со страниц журнала «Русский турист» наиболее активные члены общества, желавшие видеть РОТ таким же сильным, как Бельгийский или Французский туринг-клубы, насчитывавшие в своих рядах десятки тысяч человек. Но достичь этого так и не удалось. Сетования на спячку членов РОТ находили читатели и в последних номерах журнала.

Несмотря на достаточно ограниченное количество членов и отсутствие такой широкой экскурсионной деятельности, как, например, у Крымско-Кавказского горного клуба, Российское общество туристов оставило значительный след в истории туризма. Это была первая организация, преследовавшая исключительно туристские цели, приглашавшая посетить, в отличие от горных клубов, не только горы Кавказа или Крыма, но и различные районы России, а также другие страны. Своими широко известными изданиями, в которых рассказывалось о русских городах, путешествиях по России, замечательных местах, представляющих собой нашу национальную гордость, оно пробуждало у соотечественников интерес к познанию Родины.