Транспортная логистика на предприятии. Тема: Совершенствование системы транспортных перевозок Анализ транспортной логистики и ее совершенствование

Характерной чертой XXI века являются процессы глобализации жизни мирового сообщества. Применительно к транспорту это означает, что отныне все достоинства и недостатки транспортной системы той или иной страны имеют уже не только внутренние, но и внешние проявления. Так, если национальная транспортная система развита неадекватно требованиям рынка (например, пропускная способность транспортной сети недостаточна для освоения существующих и прогнозируемых объемов перевозок, отсутствует гибкая тарифная политика и т. д.), то экспортно-импортный потенциал страны снижается и как следствие национальное благосостояние, по крайней мере, не улучшается.

Введение…………………………………………………………………...2
1. Теоретические основы транспортной логистики ……………………3
1.1 Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики…………………………………………………………………..3
2. Использование транспортных средств………………………………...6
3. Особенности транспортной логистики предприятия…………………8
4. Пути совершенствования транспортной логистики …………………..9
Заключение…………………………………………………………………11
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

Транспортные средства и транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых - экономистов, о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании.

Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования.

К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

Улучшению использования грузоподъемности автотранспортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.

В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который характеризует уровень организации перевозок. Ведь не секрет, что в ряде случаев автомобиль поехав за товаром, приезжает ни с чем, сделав холостой пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую попутный груз сторонних организаций.

Даже перевозку собственных грузов в ряде случаев можно организовать так, что машина будет загружена в оба конца рейса.

Например, выезжая за товаром, автомобиль можно загрузить тарой освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом издержки обращения.

Поэтому для оценки работы транспортных средств можно использовать и такой показатель, как коэффициент полезного пробега (Кп), который должен исчисляться по следующей формуле:

Кп=П2/П0 (5)

где П2 - пробег с грузом, км.

П0 - общий пробег, км.

И конечно же, для оценки работы транспортных средств следует использовать такой обобщающий показатель, как себестоимость одного тонно - километра. В нем заложены все факторы характеризующие уровень использования автомобиля.

Например, если себестоимость тонна - километра низкая, то это наглядно свидетельствует не только об экономном использовании ресурсов, но и о грамотной организации перевозок, хорошем техническом состоянии автомобилей и их высокой технической готовности.

Если же себестоимость высокая, то данная оценка будет совершенно противоположной.

В условиях перехода к рынку, когда цены на энергоносители, в том числе на бензин и дизельное топливо резко возросли, особое внимание должно быть обращено и на такой показатель, как расход топлива на 100 километров пробега автомобиля.

Этот показатель, как впрочем и другие, необходимо анализировать не только в динамике за несколько лет, но и сопоставлять с такими же показателями по другим родственным предприятиям, а также с нормативными данными.

В частности, по всем маркам автомобилей имеются в числе других технических данных и такой показатель, как норма расхода горючего на 100 километров пробега.

Улучшению использования автомобилей в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки, выбор наиболее подходящего для перевозки конкретного товара типа автомобиля и его грузоподъемности.

Важное условие роста эффективности использования автотранспорта - повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров в торговые предприятия.

При этом необходимо учесть, что эффективность перевозок зависит от большого количества факторов. Речь идет в первую очередь о том, что не все грузы в одинаковой степени используют грузоподъемность транспортных средств. В этой связи все народно-хозяйственные грузы по степени использования грузоподъемности транспортных средств делятся на 4 класса. К первому классу отнесены грузы обеспечивающие загрузку транспорта на 100 %, ко второму - на 85 %, к третьему - на 63 % и наконец, к четвертому отнесены же грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности транспорта менее чем на 45 %. Классификация всех народнохозяйственных грузов дана в экономических справочниках.

Показатели по перевозкам во многом зависят от типа дорог, по которым осуществляются перевозки. В этой связи все автомобильные дороги делятся на три группы.

К первой группе относятся дороги с твердым покрытием и с односторонним движением при наличии разделительных полос. Ко второй группе относятся дороги также с твердым покрытием, но и со встречным движением. Таких дорог больше, чем первой группы. Наконец, к третьей группе дорог относятся грунтовые дороги.

Наиболее высокие нормативы по использованию транспорта установлены для первой группы дорог, и наоборот - самые низкие установлены для третей группы дорог.

Издержки по транспортировке товаров во многом зависят от средней дальности их перевозок. Чем меньше расстояние перевозок, тем ниже транспортные издержки, и наоборот.

Все эти факторы и показатели необходимо учитывать при планировании рациональной организации перевозок товаров.,

3. Особенности транспортной логистики предприятия

Стремясь повысить эффективность своей работы, предприятия всегда пытались контролировать технологические стадии, которые предшествуют основному производству или следуют за ним. Транспортная логистика - это управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Внутренняя транспортная логистика занимается внутрипроизводственными перевозками, а внешняя транспортная логистика занимается снабжением предприятий и сбытом их продукции.

Для обеспечения транспортировки своей продукции используется 2 основных вида транспорта: железнодорожный и автомобильный. К услугам железнодорожного транспорта предприятие прибегает достаточно редко, в случае заключения договора на поставку продукции значительного объема и на дальние расстояния, т.е. когда автомобильным транспортом доставку осуществлять нецелесообразно.

Обязанности по обеспечению сохранности и надлежащей эксплуатационной готовности всех транспортных средств на предприятии закреплены за транспортным участком, который в ходе работы руководствуется Положением о транспортном участке, утвержденным Генеральным директором. Одной из функций участка является рациональное распределение транспортных средств согласно заявкам. А именно, структурные подразделения предприятия подают заявки с указанием категории и веса груза, маршрута и другой необходимой информации, а начальник транспортного участка распределяет и выделяет соответствующий транспорт.

Анализ и расчеты по эффективности грузоперевозок на предприятии производит отдел планово-экономической и аналитической работы. Так, к примеру, производились расчеты о выгодности использования собственного автотранспорта по сравнению с привлечением сторонних перевозчиков. Расходы на транспортировку собственным транспортом экономичнее.

4. Пути совершенствования транспортной логистики.

Использование собственного автосостава выгодно и удобно в случае рационального его использования, эффективного распределения транспорта, четкого логистического подхода. Отсутствие данных условий и является одной из важных проблем предприятия.

Во-первых, отсутствие сквозного управления логистическими функциями, включая планирование, учет, контроль. Каждое подразделение несет ответственность за свой блок, не заботясь о конечном результате для всего предприятия. Не проводится комплексный сравнительный анализ и не разрабатываются проектные материалы по возможному более эффективному логистическому подходу.

Во-вторых, отсутствие на предприятии звена, компетентного в области логистики, необходимого для построения логистических цепочек с целью минимизации затрат и соответственно снижения себестоимости продукции.

Например, в ряде случаев транспорт, направленный для поставки товара покупателю, обратно приезжает ни с чем, сделав холосто пробег, чего можно было бы избежать, если бы на предприятии специалистами прорабатывался вопрос возможности поиска обрата, к примеру, путем доставки попутного груза сторонним организациям.

Учитывая то, что автомобиль на обратном пути едет пустым, вся стоимость расходов на транспортировку целиком ложится на стоимость продукции.

Считаю целесообразным рассмотреть вопрос о возможном исключении холостого пробега, тем самым минимизировать расходы на транспортировку продукции. Есть несколько вариантов решения данного вопроса:

а) В настоящее время множество ресурсов, в том числе и Интернет-ресурсов, предлагающих поиск транспорта и груза по различным направлениям. Зная заранее время поставки товара можно найти предприятие, нуждающееся в доставке груза.

б) Целесообразно рассмотреть и изучить возможность проработки маршрута с заездом на обратном пути на данные предприятия за необходимой продукцией. Для этого необходимо составить цепочку, сопоставив потребности в поставке на завод материалов со сроками отгрузки товара т.е. требуется взаимодействие структурных подразделений по сбыту и снабжению;

в) Рассмотреть вопрос заключения параллельного договора на приобретение продукции компании

Пполучение дополнительной прибыли от оказания транспортных услуг позволит предприятию перекрыть собственные расходы на поставку продукции и соответственно увеличить прибыль.

Однако, в процессе организации предприятием данного вида деятельности, а именно оказания транспортных услуг сторонним организациям, возникают много вопросов. Как установить цену на транспортные услуги, учитывая, что они по своему роду будут различны и оказываться будут эпизодически, когда транспорт не будет загружен при осуществлении основного вида деятельности? Какие при этом предприятию необходимо иметь документы на оказание транспортных услуг?

Также организации, не специализирующейся на автоперевозках, достаточно сложно соблюсти все требования, которые выдвигаются к лицензиату при получении лицензии и дальнейшем осуществлении такой деятельности.

На все виды транспортных услуг, которые планирует оказывать организация, следует разработать и утвердить тарифы. Для неспециализированной организации разработка тарифов на перевозки является достаточно сложным процессом.

Решение вопросов, касающихся нахождения путей более эффективного использования транспортных средств предприятия требует детальных изучения, экономических расчетов, анализа и контроля, для чего необходимо выделить на предприятии логистическое звено (отдел, сектор либо, по-крайней мере, менеджера по логистике), которое занималось бы вопросами организации производства нужного продукта нужного качества нужного количества в нужное время в нужное место нужному покупателю с минимальными затратами. На первоначальном этапе руководству предприятия поставить перед данным звеном задачу проработки и внесения конкретных обоснованных предложений по эффективному и экономному использованию транспортного парка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сказать о том, что транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.

Основной задачей транспорта является своевременное качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Становление и развитие рыночных отношений предъявляют новые требования к организации перевозок, систем управления предприятием и к оценке результатов его деятельности.

Наша страна начинает набирать обороты в развитии транспортной системы, что дает нам возможность надеяться уже в ближайшем будущем на улучшение состояния дорог, повышение уровня обслуживания и качества самого транспорта.

ВВЕДЕНИЕ

Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, типовых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, ГСМ и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.

Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т.д.

К концу 20 века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную или снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную или компьютерную логистику и ряд других.

Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе; новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками.

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Транспорт как составная часть более крупной системы, т.е. логистической цепи, привел к необходимости рассматривать его в разных аспектах. С точки зрения изучения эффективности работы отдельных видов транспорта интерес представляют перевозки грузов между пунктами отправления и назначения на каждом из них. Однако с позиции организации перевозок целесообразно анализировать весь процесс перевозки в целом от двери грузоотправителя до двери грузополучателя. Если же учитывать интересы клиентуры, то здесь необходимо принимать в расчет не только перевозку на магистральных видах транспорта, но и обработку, хранение, упаковку и распаковку, подачу материалов к станкам в цехе и все связанные с этим процессы информации, сопровождающие материальный поток. Такой подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг, ибо качество перевозок, как правило, в большей мере отражается на общих расходах, чем себестоимость перевозок.

С точки зрения специализации и кооперирования производства, изучение транспорта нельзя ограничивать сферой отдельных материально-технических связей. Он должен рассматриваться во всей системе материально-технического снабжения – от первичного поставщика до конечного потребителя, включая промежуточные этапы.

Цель курсовой работы – систематизация, закрепление, теоретических и практических знаний по транспортной логистике.

Задачи курсовой работы –выявить сущность и задачи логистики, а также рассмотреть влияние логистики на политику в области транспорта, указать задачи оптимизации транспортных перевозок.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность логистики и её функциональные области

Логистика - управление материальными потоками в сферах производства и обращения.

В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика.

Возрастающий интерес со стороны предпринимателей к логистике обусловлен потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем. Практика показывает, что компании, использующие логистику добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат связанные с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала. Прохождение товара по различным техническим операциям производственного процесса занимает около 90% всех временных затрат. Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Сокращение времени происходит в первую очередь в производственном процессе между приобретением сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю.

Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику достигается в основном за счет:

резкого снижения себестоимости товара;

повышения надежности и качества поставок.

Особенность логистики заключается в системном рассмотрении совокупности всех звеньев производственного процесса с позиций единой материалопроизводственной цепи, которая имеет название "логистическая система". Взаимодействие отдельных звеньев этой цепи осуществляется на техническом, технологическом, экономическом, финансовом, методологическом и других уровнях интеграции. Сокращение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигается за счет оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.

Информационные потоки возникают там, где есть материальные потоки и являются характеристикой этих материальных потоков. Поэтому использование термина материальные потоки предполагает наличие информационных потоков и оптимизация управления затрагивает как материальные, так и информационные потоки. Использование логистики ускоряет процесс получения информации и повышает уровень обслуживания производственного процесса.

Материальный поток состоит из:

заготовки;

производство;

распределительный центр;

потребитель.

Применение логистики на одном предприятии предполагает тесное взаимодействие с партнером/покупателем, которое направлено на принятие обязательств по сокращению издержек и точном выполнении своих обязательств перед партнером.

Основу успешной деятельности при использовании логистического подхода составляют принципы, предполагающие высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем.

При организации логистики на предприятии должны выполняться шесть правил:

груз - нужный товар;

качество - необходимого качества;

количество - в необходимом количестве;

время - должен быть доставлен в нужное время;

место - в нужное место;

затраты - с минимальными затратами.

Если эти шесть правил выполняются, то цель логистической деятельности считается достигнутой. Выделяют пять основных функциональных областей логистики:

закупочная логистика - решает вопросы связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами. Проводиться анализ среди поставщиков, заключаются договора и контролируется их исполнение. Используется механизм взаимодействия на поставщика в случае нарушения условий поставки и принимаются оперативные меры по исправлению сложившейся ситуации. Область взаимодействия, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия;

производственная логистика - решает задачи создания материальных благ или оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники производственного процесса взаимодействуют между собой не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием;

распределительная логистика - решает задачи реализации готовой продукции. Для решения этих задач используют два варианта продвижения готовой продукции: реализацией занимаются сами производители и торгово-посреднические предприятия;

транспортная логистика - решает вопросы управления материального потока на транспортных участках. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортные операции, осуществляемые логистикой можно разделить на две большие группы, выполняемых: Специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования), Транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции (нетранспортных предприятий);

информационная логистика - рационализирует организацию движения информационных потоков. Информационные системы обеспечивают управление материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и другие составляющие процесса информатизации, добиваясь эффективного управления информационными потоками.

1.2 Организация логистики на предприятии и формирование логистических систем

Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Материальный поток на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции проходит в основном производстве ряд звеньев. Управление материальными и информационными потоками на этом этапе имеет ряд специфических особенностей и называется производственной логистикой.

планирование и контроль;

планирование выпуска готовой продукции;

планирование транспортных процессов;

планирование складской сети;

контроль бюджета;

информационные системы;

управление операциями;

на складах;

на транспорте, в процессе обслуживания производственных процессов;

управление запасами;

прогнозирование спроса, управление и контроль запасов сырья, полуфабрикатов и готового продукта;

выбор тары и упаковки.

Производственный процесс состоит из большого количества элементарных и комплексных логистических активностей, объединенных заданной целевой функцией. Эта целевая функция обычно сформулирована на основе маркетинговой стратегии и лежит вне непосредственно производственного цикла. Поэтому изолированное рассмотрение логистики в производстве готовой продукции (ГП) возможно только в том случае, если заданы цели и ограничения внешней макро- и микрологистической среды. Эти цели ограничения являются основой оперативного объемно-календарного планирования выпуска определенного ассортимента продукции.

Указанные предпосылки позволяют сформулировать некоторый комплекс задач внутрипроизводственной микро-логистической системы в рамках заданной (прогнозируемые и планируемыми спросом и заказами) производственной программы.

Созданная на предприятии логистическая служба в лице отдела или одного человека должна выполнять следующие функции:

оперативно-календарное планирование с детальным расписанием выпуска готовой продукции;

оперативное управление технологическими процессами производства;

всеобщий контроль качества, поддержание стандартов качества продукции и соответствующего сервиса;

стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов (МР);

организация внутрипроизводственного складского хозяйства;

прогнозирование, планирование и нормирование расхода МР в производстве;

организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;

контроль и управление запасами МР, НП и ГП на всех уровнях внутрипроизводственной складской системы и в технологическом процессе производства;

внутрипроизводственное физическое распределение МР и ГП;

информационное и технологическое обеспечение процессов управления - внутрипроизводственными материальными потоками;

автоматизация и компьютеризация управления материальными (информационными, финансовыми) потоками в производстве;

перечисленный комплекс задач должен решаться в рамках фирменной логистической стратегии оптимизации управления материальными и сопутствующими им потоками с точки зрения;

Оптимизации (минимизации) уровней всех запасов МР, НП, ГП внутри;

Производственно-технологического цикла и складской системы;

Сокращения времени производственно-технологического цикла;

Уменьшение всех логистических издержек в производстве ГП;

Оптимизации работы внутрифирменного транспортно-складского комплекса.

Предлагаемая структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозными материальными потоками. Сложность внедрения логистической концепции на производстве во многом зависит от сложившейся технологической специализации, и в первую очередь в области транспортно-перемещающих работ.

Учет издержек в производственном процессе предполагает:

выявление всех вовлеченных в производственный процесс подразделений;

определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес-процесса;

определение расходов, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.

Для повышения эффективности современного производства на предприятии решаются следующие задачи:

задача полной загрузки мощностей заменяется задачей минимизации сроков прохода оборотных средств через предприятие;

задача содержания запасов материальных ресурсов заменяется задачей обеспечение информацией об их приобретении и управлении свободными логистическими мощностями для их переработки;

задача снижения себестоимости дополняется задачей более быстрого удовлетворения спроса.

Динамичность и неопределенность спроса на рынке делает нецелесообразным создание и поддержание больших запасов. Одновременно производители очень заинтересованы в получении каждого нового, даже небольшого заказа. Все это обуславливает потребность в гибких производственных мощностях, которые способны быстро отреагировать на конъюнктуру спроса. При этом снижение себестоимости в условиях растущей конкуренции достигается не традиционным увеличением количества выпускаемой продукции, а логистической организацией производственного процесса в увязке со всем комплексом логистических операций материало- и товаропроводящих систем в целом. Управление материальными потоками должно быть сквозным и координироваться из одного центра. Все логистические операции должны быть полностью взаимосвязанными и взаимозависимыми. Они должны составлять единый процесс управления материальными, информационными и другими видами потоков, возникающими в производственном процессе.

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя в определенный промежуток времени.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Например, движение материального потока, поступающего на склад в рабочее время, может быть сразу направлен на хранение или предварительно пройти приемку. В выходной день, прибывший груз размещают в приемочную экспедицию. В первый рабочий день из приемочной он переходит на склад. В конечном итоге весь товар перемещается на участок хранения.

По ходу движения с грузом происходят различные операции: разгрузка, укладка в соответствующую тару, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (месяц, год), представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

отношение к предприятию;

натурально-вещественный состав потока;

количество образующих поток грузов;

удельный вес образующего поток груза;

степень совместимости грузов;

консистенция грузов.

По отношению к предприятию груз различают:

внешний - протекает во внешней для предприятия среде и имеют непосредственное к нему отношение;

внутренний - образуется в результате операции внутри предприятия;

входной - поступает из внешней среды и может определяться суммой величины материальных потоков при разгрузке груза;

выходной - поступает из предприятия во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, отслеженные при выполнении операции по погрузке различных видов транспортных средств. При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу:

одноассортиментные и многоассортиментные - от этих параметров зависит построение логистического процесса с грузом.

По количественному признаку:

массовые;

крупные;

средние;

мелкие.

По удельному весу:

тяжеловесные;

легковесные.

По степени совместимости:

совместимые и несовместимые.

По консистенции грузов:

насыпные;

навалочные;

тарно-штучные;

наливные.

Логистическая система - это адоптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции на предприятии. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Основным направлением по развитию малых предприятий является создание механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистической системы (ЛС): «закупка - производство - складирование - транспортировка - сбыт». Современные условия развития экономических процессов настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных, коммерческих предприятий и предприятий инфраструктуры рынка в интегрированные логистические цепочки. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятий;

реальные перспективы и современные тенденции по интеграции участников хозяйственных связей между собой, развитию новых организационных форм - логистических сетей;

технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для взаимодействия и снижения затрат.

Логистические системы делят на:

макрологистические;

микрологистические.

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий по транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

Границы логиститческой системы определяются производственным циклом, начиная от организации производства и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Организация производственного процесса начинается с закупки необходимых средств производства. Они поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа»уплаты денег - получение денег.

Управление логистическими системами базируется на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс бизнеса с целью предотвращения нерациональных потерь материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Большинство же фирм организовано по традиционному функциональному признаку, не приспособленных к извлечению дополнительного эффекта от логистики.

Для благополучной деятельности предприятия совокупная деятельность подсистем должна обладать следующими свойствами: стремление выполнить единую цель, иметь тесную и порядочную взаимосвязь всех подсистем предприятия, обладать интегративными качествами, т.е. обладать способностью поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества и количества, с минимальными затратами, обладать способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Логистическая система предприятия, обладающая интегративными качествами, отвечает за поставку материала, весь производственный цикл и сбыт произведенного товара, достигая при этом заранее намеченных целей.

Динамично развивающиеся предприятия, использующие логистическую систему способны быстро ответить на возникающий спрос поставкой нужного товара.

Логистическая система должна обладать развитыми связями с внешней средой, что позволяет ориентироваться в происходящих изменениях на рынке.

Логистическая система ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материальных потоков, с заданными параметрами на выходе. Отличает эту систему высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.

Различают четыре основных свойства логистических систем.

Первое свойство (целостность и членимость) - система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.

На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему;

управление производством - эта подсистема принимают материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;

сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы;

элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционированию логистических систем.

Второе свойство (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интерактивные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями;

Движение материального потока может происходить по следующим схемам:

с прямыми связями (материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников);

эшелонированные (На пути материального потока встречается хотя бы один посредник);

гибкие.

Движение материального потока может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

Третье свойство (организация): связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система, имеет организацию. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организацию системы.

Алгоритм Свира позволяет разделить всю обслуживаемую зону на несколько секторов. В пределах каждого сектора составление кольцевого маршрута может осуществляться посредством решения задачи различных оптимизационных задач, в том числе и задачи коммивояжера.

2. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «РЕГАТА

2.1 Организационно-правовая характеристика ЗАО «Регата»

ЗАО «Регата» - Производство и продажа алкогольной продукции.

Место расположения ЗАО «Регата»: Юридический адрес: г. Ростов-на-Дону, пер.Гвардейский 7. Почтовый адрес: г. Ростов-на-Дону, пер.Гвардейский 7..

Правовое положение ЗАО «Регата» определяется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом об акционерах обществах, Уставом, учредительным договором, другими нормативными документами. ЗАО «Регата» имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. ЗАО «Регата» самостоятельно определяет направления и, порядок использования прибыли, руководствуясь учредительными документами и действующим законодательством. Резервный фонд общества составляет 20% Уставного капитала и предназначен на покрытие убытков. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд составляет 10% от чистой прибыли. Расходование резервного фонда производится по решению Дирекции ЗАО «Регата» и не может быть использовано для других целей. Дивидендом является часть чистой прибыли, распределяемая среди учредителей ЗАО « Регата» пропорционально числу акций, находящихся в их собственности. Размер дивиденда в расчете на одну акцию определяется общим собранием учредителей по предложению Дирекции. Высшим органом акционерного общества является общее собрание акционеров, которое рассматривает отчеты по деятельности общества, устанавливает размер дивидендов, решает другие наиболее важные вопросы. В зависимости от числа приобретаемых акций акционеры имеют различное количество голосов. Оперативный бухгалтерский и статистический учет и отчетность акционерного общества осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Финансовые результаты деятельности акционерного общества определяются на основе годового бухгалтерского баланса. По месту нахождения ЗАО «Регата» ведется полная документация в объеме, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Контроль финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества осуществляется избранным ревизором собранием в соответствии с уставом и порядком его деятельности. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности осуществляется по итогам деятельности акционерного общества за полугодие и за год, а также в любое время по инициативе ревизора, или по решению общего собрания акционеров в случае необходимости. Порядок реорганизации и ликвидации ЗАО «Регата» определен уставом акционерного общества.

Организационная структура предприятия состоит из главы это – общее собрание акционеров, ему подчиняется генеральный директор, ему подчиняются зам. Генерального директора по различным вопросам и зам. генерального директора по вопросам транспорта, ему подчиняются начальник отдела логистики и инженер по вопросам ремонта, начальнику отдела логистики подчиняются диспетчеры-менеджеры, а инженеру по вопросам ремонта водители, автослесари, экспедиторы, автоэлектрики.

2.2 Анализ транспортной логистики на предприятии ЗАО «РЕГАТА»

ЗАО «Регата» использует автомобильный транспорт для осуществления перевозок готовой продукции в различные оптовые и розничные торговые точки по городу Ростову-на-Дону.

Автотранспортный парк предприятия состоит из следующих автомобилей задействованных на доставке продукции (таблица 1).

Таблица 1. Автотранспортный парк предприятия

груз. фургон ГАЗ – ГАЗЕЛЬ

бензиновый

1,1 т.

сбыт

груз. фургон ЗИЛ

бензиновый

5 т.

сбыт, снабжение

груз. фургон ЗИЛ

бензиновый

5 т.

сбыт, снабжение

груз. фургон ЗИЛ

бензиновый

5 т.

сбыт, снабжение

груз. фургон ЗИЛ

бензиновый

5 т.

сбыт, снабжение

груз. фургон ЗИЛ

бензиновый

5 т.

сбыт, снабжение

груз. фургон ЗИЛ

бензиновый

5 т.

на списание

груз. фургон ЗИЛ

бензиновый

5 т.

на списание

груз. бортовой ЗИЛ

бензиновый

3 т.

снабжение, сбыт

груз. бортовой ЗИЛ

бензиновый

3 т.

снабжение, сбыт

Как видно из представленной таблицы в обслуживании потребителей (доставка продукции) задействовано 11 автомашин (преимущественно с бензиновыми двигателями). Для доставки продукции в торговые точки города и оптовикам в городе используются мало-среднетоннажные автомашины (ЗИЛ 5 тонн, БЫЧОК 3 тонны, ГАЗЕЛЬ 1,2 тонны), а для доставки продукции оптовым посредникам в регионах используются крупнотоннажные автомобили (ЗИЛ,МАЗ 7-20 тонн).

По сложившейся на предприятии системе распределения автотранспорта, в рейс по городу в 80 % случаев отправляются автомобили с бензиновым двигателем, большой грузоподъемностью (5 тонн) и большим расходом топлива на 100 км. пробега (ЗИЛ). Это объясняется тем, что грузчикам-экспедиторам удобнее выгружать продукцию из большого по размерам фургона, что бы не пересортить продукцию учитывая большой ассортимент.

В таблице 2 представлены нормы расхода топлива на 100 км. пробега автотранспорта принятые на предприятии.

Таблица 2. Нормы расхода топлива

Используя данные из таблицы 2 мы сможем определить сколько требуется бензина в среднем для прохождения одного полного рейса по трем автомашинам: ЗИЛ (5 тонн), ЗИЛ-Бычок (3 тонны), ГАЗ-Газель (1,2 тонны).

Таблица 3. Расчет транспортных затрат

Ежедневно

41,3

41,3

784,70

Месяц

2200

31,3

908,6

17263,40

Год

26400

41,3

10 903,2

207160,80

ЗИЛ-Бычок (3 тонны)

Ежедневно

19,7

19,7

18,90

372,33

Месяц

Аннотация. Данное исследование направлено на разработку совершенствования транспортной логистики по осуществлению доставки сырья на предприятие алюминиевой промышленности. В статье исследована роль, цели и задачи транспортной логистики в обеспечении работы логистических систем предприятий. Предложена новая технология перевозки сырья с использование собственных поездных формирований.

Ключевые слова: железнодорожная перевозка, оптимизация, технология перевозки, транспортная логистика, транспортировка.

В современных условиях не осталось компаний, которые могли бы вести экономическую и производственную деятельность без использования транспорта. Транспортное обслуживание промышленного производства выступает одной из первостепенных задач логистической системы предприятия, которая обеспечивает потребности в сырье и товарах в нужное время, в нужное место и в необходимом количестве.

Система транспорта выступает самым важным компонентом экономической деятельности среди элементов системы логистики предприятия. Логистические затраты на транспортировку могут достигать до 30-50 % от суммарных логистических издержек .

Целью исследования выступает оптимизация существующей системы транспортной логистики по перевозке сырья между предприятиями ОК РУСАЛ: Североуральским бокситовым рудником и Богословским алюминиевым заводом.

Транспортная логистика представляет собой сферу логистики, в которую входят транспортные предприятия, выступающие членами процессов движения товаров, целью которых является достижение всеобщего экономического эффекта в цепи логистики. Транспорт является главной характеристикой, которая оказывает влияние на инновационное и прогрессивное развитие экономики предприятий и страны в целом. Значение транспорта усиливается при создании и развитии рыночных экономических отношений, так как в данном случае происходит появление местных (региональных) товарных рынков .

Снижение временных и стоимостных издержек выступает главной задачей транспорта в логистической системе.

Чтобы увеличить эффективность системы логистики предприятия необходимо использование новых транспортно-технологических систем. Транспортно-технологической системой называется комплекс решений коммерческого, экономического, технического и организационного характера, которые максимизируют экономические выгоды с минимальными издержками при транспортировке материальных потоков в процессе доставки товара клиентам.

Основным качеством транспортной логистики выступает обеспечение взаимосвязи четырех элементов логистической системы: снабжения, производства, транспорта и сбыта.

Задачами транспортной логистики являются :

  • координация и анализ экономических интересов участников перевозочного процесса;
  • применение общих систем для обеспечения процесса планирования и информационного сопровождения;
  • контроль и обеспечение технического и технологического взаимодействия между участниками транспортировки.

Транспортная логистика для наиболее эффективной работы выбирает оптимальный вид транспорта для реализации конкретной перевозки. Себестоимость, быстрота доставки и сохранность товаров к конечному потребителю напрямую зависят от правильности выбора вида транспорта.

Проведение анализа функционирования транспорта используется для совершенствования маршрутов доставки сырья и товаров, формирования графиков движения транспорта, выявление оптимального сочетания вида транспорта и тары, координации расстояния и периода доставки грузов. Такие изыскания могут помочь снизить транспортные издержки на 10-15 % .

Для повышения качества и эффективности транспортной логистики необходимо предельно качественное планирование сети маршрутов и наилучший выбор транспортных средств. Это делает возможным снижение транспортных логистических издержек и затрат времени на доставку. Применение данного подхода на практике помогает повысить совокупную выручку организации .

Основные производственные мощности ОК РУСАЛ расположены в Сибири, что дает компании два важных преимущества: доступ к возобновляемой и экологически чистой гидроэлектроэнергии и близость к самому перспективному мировому рынку – Китаю. В условиях продолжающегося дисбаланса спроса и предложения на мировом рынке первичного алюминия РУСАЛ активно оптимизирует собственное производство с ориентацией на российскую рудную базу (Североуральское и Тиманское бокситовые месторождения). Объемы добычи бокситовой руды приведены в табл. 1.

Таблица 1

Рост добычи бокситовой руды по месторождениям

В целом прирост добычи бокситовой руды к 2021 году составит 1 194 тыс. т или 21,6 %.

В полигоне тяготения Свердловской железной дороге расположены два крупных предприятия Объединенной компании «РУСАЛ» (далее - РУСАЛ): Северо-Уральский бокситовый рудник (станция Бокситы) и Богословский алюминиевый завод (станция Климки).

Северо-Уральский бокситовый рудник (далее – СУБР) и Богословский алюминиевый завод (далее – БАЗ) строились как единый технологический комплекс переработки бокситов в глинозем и далее в алюминий. Перевозки между СУБР и БАЗ являются частью технологического процесса. Производственные циклы этих предприятий тесно связаны между собой, задержки с доставкой бокситов негативно сказываются на себестоимости продукции.

РУСАЛ проводит работу по импортозамещению завоза сырья (бокситов) из-за рубежа, производственная программа компании до 2022 года предусматривает увеличение выпуска полуфабриката (глинозема) и готовой продукции (алюминия) из отечественного сырья. Это вызовет увеличение объема отгрузки бокситовой руды со станции Бокситы на станцию Климки до 30% к уровню 2018 года. Пропускные способности станции Климки будут исчерпаны по итогам 2019 года при росте объемов перевозок бокситовой руды на 100 – 110 тыс. тонн.

Недостаточное путевое развитие станции Климки (4 станционных пути, длина которых составляет 44 – 46 условных вагонов), сложный профиль сопряжения подъездного пути с путями станции и действующая технология передачи вагонов с подъездного пути на пути общего пользования и обратно не позволяют обеспечивать доставку бокситовой руды железнодорожным транспортом при возрастающих объемах её добычи.

В качестве решения вопроса предлагается осуществлять перевозки бокситовой руды (которые по существу являются технологическими) собственными поездными формированиями с формированием груженых и порожних поездов на подъездных путях предприятий РУСАЛ и проследованием станций примыкания Бокситы и Климки без остановки. За счет указанных мероприятий высвобождаются пути на станциях примыкания и появляется возможность увеличения объема перевозок без дополнительных инвестиций в станционное развитие.

Основаниями для новой системы организации перевозок являются:

  • достаточный уровень путевого развития промышленных станций предприятий для формирования и расформирования поездов;
  • осуществление перевозок бокситовой руды постоянным парком собственных думпкаров, сформированным в три вертушки и проходящим регулярные регламентные ремонты в вагонном депо ОАО «РЖД»;
  • возможность организации перевозок по твердым ниткам графика;
  • расположение обслуживаемых предприятий на соседних станциях, расстояние между которыми составляет 39 км

Предлагаемая новая система организации перевозок бокситов предусматривает сосредоточение всех приемо-сдаточных операций непосредственно на подъездных путях СУБР и БАЗ, а также выход собственных поездных формирований на магистральные пути общего пользования в сообщении между станциями Климки и Бокситы с использованием арендованного у РЖД тепловоза.

В данной статье были кратко изложены роль, цели и задачи транспортной логистики предприятия. Совершенствование транспортной логистики предприятия является одной из приоритетных задач для увеличения прибыли. При увеличении объема транспортировки сырья на БАЗ с СУБР в ближайшее время возникнут проблемы с невозможностью обеспечения полного объема заявленного к перевозке вследствие неэффективности старой схемы перевозки. В результате исследования предлагается усовершенствованная схема транспортировки сырья. Экономические преимущества новой схемы заключаются:

  • в возможности освоения дополнительных объемов перевозки грузов РУСАЛа без необходимости инвестиций в развитие станций РЖД Климки и Бокситы;
  • в снижении себестоимости транспортировки бокситовой руды для РЖД и затрат на её доставку для РУСАЛ;
  • в повышение производительности труда при транспортировке бокситовой руды в результате сокращения объема технологических операций и перехода на электронный документооборот.

Список литературы:

  1. Алюминиевая ассоциация: [Электронный ресурс]. M., 2019. URL: http://www.aluminas.ru/ (дата обращения 22.02.2019)
  2. Аминова М.Т. Понятие и структура управления транспортной логистикой // Аллея науки. -2018. -№7(23). – С.478-483
  3. Довженко М.В. Международные аспекты транспортной логистики // Символ науки. – 2017. -№3. –C.66-71
  4. Лашко С.И., Лашко Т.А. Международная транспортная логистика // Научный вестник южного института менеджмента. – 2016. -№4. – С.21-27
  5. Лисица Е.О. Проблемы развития транспортной логистики // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2018. - №9. – С.39-42
  6. Николаева М.Ю., Полянская Ю.С., Семенычева Е.С. Роль транспорта в логистической цепи // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. – 2015. – №2(32). – С. 215-219
  7. Смирнова О.М. Стратегия развития ОК РУСАЛ по глиноземным предприятиям компании до 2030 года. М., "РУСАЛ", 2019
  8. Таланова О.А. Развитие рынка автомобильных грузоперевозок в России / Д.М. Матвеев, О.А. Таланова, Д.В. Меняйкин // Тенденции развития экономики России и стран СНГ: материалы международной заоч. науч. практ. конф. – Новосибирск: Медиацентр, 2015. – С.100-103.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Вечерне-заочный факультет

Кафедра менеджмента и маркетинга

Транспортная логистика

(на примере ООО «КФ «Слободская»)

Пояснительная записка

к курсовой работе по дисциплине

«Логистика»

Выполнил студент группы ЭКМу-933____________ / И.И. Рычкова /

(подпись)

Руководитель: __________________________/О.В. Скопин/

(подпись)

Работа защищена с оценкой «__________» «____» _________2010 г.

Члены комиссии

_______________________________/________________________/

(подпись)

________________________________/________________________/

(подпись)

Введение 3

1. Теоретические аспекты транспортной логистики 5

1.1. Сущность и задачи транспортной логистики 5

1.2. Логистические коммуникации в транспортных операциях 8

2. Анализ состояния транспортной логистики в ООО «КФ «Слободская» 11

2.1. Краткая характеристика ООО «КФ «Слободская» 11

2.2. Характеристика транспортной логистической системы предприятия 18

2.3. Анализ транспортных потоков предприятия 21

3. Проект мероприятий по совершенствованию транспортной логистики в ООО «КФ «Слободская» 24

3.1. Выявление основных направлений совершенствования транспортной логистики на предприятии 24

3.2. Проектирование мероприятий по снижению издержек в процессе транспортировки товаров в ООО «КФ «Слободская» 25

3.3. Расчет эффективности проектных мероприятий 27

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Приложе 35

Введение

Транспортная логистика - перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. Транспорт - связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение материальных ресурсов. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляет так называемая «цена перехода», то есть наценки каждого звена в цепи производитель - конечный покупатель. Наценка такого перехода может составлять 15 - 20%.

Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций могут доходить до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт предназначенный для общего пользования и транспорт необщего пользования.

Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Данный вид транспорта часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае - в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает городской транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Транспорт является неотъемлемой частью производственных и торговых процессов. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве технологических процессов, выполняя задачи логистической системы. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.

К задачам транспортной логистики в первую очередь относятся задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса.

Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса, осуществляющего единую функцию управления сквозным материальным потоком, создает возможность эффективно проектировать движение материального потока, добиваясь заданных параметров на выходе.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов транспортной логистики на предприятии.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

    рассмотрение теоретических основ транспортной логистики на предприятии;

    рассмотрение организационно-экономических характеристик исследуемого предприятия;

    рассмотрение организации транспортной логистики на предприятии на исследуемом предприятии.

Объект исследования – ООО «КФ «Слободская», предметом деятельности которого является хлебопечение.

Период исследования: 2006-2008 гг.

При написании работы использованы методы: монографический, абстрактно-логический, анализ.

Источниками информации послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области коммерческой логистики.

1.Теоретические аспекты транспортной логистики

1.1.Сущность и задачи транспортной логистики

С точки зрения специализации и кооперирования производства изучение транспорта нельзя ограничивать сферой отдельных мате-риально-технических связей. Он должен рассматриваться во всей системе материально-технического снабжения - от первичного по-ставщика до конечного потребителя, включая промежуточные этапы. И, наконец, с целью максимального сокращения издержек предлага-ется расширить понятие «концепция логистики», включив в него весь жизненный цикл продукции - от этапа проектирования до использо-вания вторичного сырья и отходов.

Политика дерегулирования автомобильного транспорта и приме-нение системы «точно в срок» способствовали расширению сферы его деятельности. Особенно это заметно в США с их относительно длинными маршрутами перевозок по сравнению с западноевропей-скими странами и Японией. В США автомобили стали все больше эксплуатироваться не только на коротких и средних расстояниях, но и на расстояниях до 1600 км - для доставки как комплектующих изделий, так и готовой продукции. В силу этого доля автомобильного транспорта в освоении перевозок грузов несколько возросла. В наи-большей степени это относится к автотранспортным фирмам, рабо-тающим по контрактам. В последних оговариваются стимулы и штрафные санкции относительно качества перевозок, и это способ-ствует повышению стандартов на предоставляемые услуги.

Тем не менее, как считают зарубежные специалисты, это не озна-чает, что в новых условиях спроса на перевозки роль железнодорож-ного транспорта обречена на снижение. Напротив, такие его качест-венные характеристики, как регулярность и скорость движения поездов в прямом сообщении (в европейском регионе - это между-народные перевозки), могут оказаться весьма полезными. Более того, в целях ускорения доставки грузов на железнодорожном транспорте может быть расширено применение контейнерных перевозок, кон-тейнеров и маршрутных составов. Операции по составлению поездов будет целесообразно выполнять на ограниченном числе сортировоч-ных станций. Первостепенное значение для повышения использо-вания грузоподъемности вагонов приобретает консолидация грузов.

Использование внутреннего водного транспорта в логистической цепи в значительной степени ограничивается сезонностью его работы в ряде стран. Однако внутренние водные пути могут быть использо-ваны в качестве альтернативного вида транспорта по сравнению с автодорожным, на котором действуют такие сдерживающие факто-ры, как запрещение работы в выходные дни, дорожные налоги и т. д. Благодаря применению системы «точно в срок» расширились воз-можности привлечения водного транспорта по сравнению с теми случаями, когда акцент делался на повышение скорости доставки.

Внедрение логистической концепции в практику мирохозяйст-венных связей позволит в определенной степени увеличить объем перевозок грузов морским и особенно воздушным транспортом в межконтинентальном сообщении. Не исключен рост авиационных перевозок и во внутренних сообщениях. Например, в США к началу 1990-х годов востребование воздушного транспорта возросло у 29% фирм, использующих систему «точно в срок», и только 5% фирм отказались от его услуг.

В логистических системах, работающих «строго по графику», ос-новной фактор, обеспечивающий эффективную работу на линиях снабжения и сбыта товарно-материальных ценностей, - это новые услуги автомобильных и железнодорожных компаний по сбору и распределению грузов. Такие услуги транспортных предприятий обес-печивают ускорение перевозки на большие расстояния от постав-щиков к производителям или рынкам конечной продукции и часто исключают звенья, существующие в традиционных системах ком-плектования грузов. В результате проводимые операции обычно являются менее дорогостоящими и обеспечивается более высокое качество обслуживания, чем при конкурирующих способах распре-деления. Кроме того, компании, пользующиеся новыми услугами, извлекают прямые выгоды, как-то: уменьшается продолжительность цикла обработки заказа, а хранение запасов товарно-материальных ценностей заменяется транспортными потоками. Учитывая выше-изложенное, представляет интерес брлее подробное рассмотрение политики транспортных предприятий, приведшей к изменению ха-рактера деятельности последних.

Основные положения логистики, характерные для фирм-произ-водителей и потребителей продукции (приоритет потребителя, вы-сокий уровень сервиса, сокращение времени выполнения заказа и др.), в полной мере относятся и к предприятиям транспортной от-расли, задействованным в логистических системах. Отличительной чертой их работы в новых условиях конкуренции на рынке транс-портных услуг становится разработка политики комплексного реше-ния транспортных и сопряженных с ними проблем на ином, качест-венно высоком уровне. Практика показывает, что такая политика приносит успех, если она достаточно дифференцирована и базиру-ется на таких основных компонентах, как: предоставление нетради-ционных новых дополнительных услуг, политика в области коммуникаций и политика заключения контрактов.

К политике предоставляемых услуг относятся все решения и дейст-вия, направленные на комплексное осуществление транспортного процесса. Это означает, что организация перевозок грузов с учетом расстояния их транспортировки, количества и сроков доставки планируется наряду с оказанием дополнительных услуг клиентам.

Опыт многих транспортных фирм, взявших на вооружение логи-стическую концепцию, показывает, что политика дополнительных услуг, не связанных непосредственно с перевозками, имеет большое значение и дает положительные результаты. Она повышает потен-циал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, позволяет ус-корить внедрение более прогрессивных транспортных технологий и улучшить обслуживание потребителей, находящихся в постоянном контакте с перевозчиком, а также укрепить положение фирмы на рынке транспортных услуг.

В свою очередь, промышленные фирмы, доверившие часть своих функций транспортным предприятиям, предпочитают специализироваться на основной своей деятельности для повышения ее эффек-тивности и готовы оплачивать квалифицированные услуги сторонних фирм по выполнению ряда логистических функций. Промышленные фирмы видят в этом процессе свою основную выгоду - снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной платы. Кроме того, наряду с чисто экономическими факторами грузовла-дельцы получают более высокую степень свободы маневра. Так, повышение коммерческой гибкости очень ценно для отраслей, ра-ботающих на распределенных по большим территориям рынках и несущих потери от несвоевременного переключения товарных пото-ков в соответствии с колебаниями спроса.

По мнению некоторых экспертов-логистиков, главной причи-ной, препятствующей расширению взаимодействия промышленных и транспортных фирм в области логистики, является опасность потери грузовладельцем контроля за движением сырья и готовой продук-ции. Вместе с тем следует отметить, что эта причина носит, по-видимому, субъективный характер, и можно ожидать снижения ее влияния по мере накопления опыта совместной работы и укрепле-ния взаимного доверия. Подтверждением этому служит тот факт, что в настоящее время процесс передачи транспортным фирмам логис-тических функций со стороны производственных фирм быстро раз-вивается. Эта тенденция, вероятно, сохранится и в перспективе.

Логистика - наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, типовых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Транспорт как составная часть более крупной системы, т.е. логистической цепи, привел к необходимости рассматривать его в разных аспектах. С точки зрения специализации и кооперирования производства, изучение транспорта нельзя ограничивать сферой отдельных материально-технических связей. Он должен рассматриваться во всей системе материально-технического снабжения - от первичного поставщика до конечного потребителя, включая промежуточные этапы.

Актуальность проблемы транспорта в логистической системе предприятий в последние годы постоянно возрастает, что в значительной степени объясняется развитием инфраструктуры отечественного товарного рынка, увеличением товарооборота, ужесточением конкурентной борьбы на экономических рынках и все возрастающей необходимостью к оптимизации затрат на всех участках логистической цепи.

Система управления транспортного обеспечения логистики современного предприятия базируется на концепции интеграции транспорта, снабжения, производства и сбыта, на поиске оптимальных решений в целом по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства с помощью критерия минимума затрат на транспортировку, снабжение, сбыт, производство.

К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Актуальность в решении таких задач возникает в случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив.

Роль транспорта существенно меняется с развитием логистических систем. В рамках логистической технологии дисциплина транспортного обслуживания определяется сегодня не интересами отдельного отправителя (получателя), а оптимальным соотношением затрат и прибыли в указанном цикле производства и потребления.

Целью данной работы является разработка мер по совершенствованию транспортного обеспечения логистики на выше названном предприятии.

В соответствии с поставленной целью, в работе решались следующие задачи:

  • - дать характеристику транспортной логистике;
  • - раскрыть виды перевозок;
  • - дать характеристику предприятию ОАО «Красный Октябрь»;
  • - дать анализ транспорту и транспортировке продукции ОАО «Красный Октябрь»;
  • - предложить меры по совершенствованию транспортного обеспечения логистики на ОАО «Красный Октябрь».

Объектом исследования является ОАО «Красный Октябрь». Предприятие специализируется на выпуске молочной продукции.

Предметом данной курсовой работы является организация транспортного обеспечения логистики на ОАО «Красный Октябрь».

В процессе работы были использованы работы следующих авторов: Бауэрсокс Д., Гордона М.П., Инютиной К.Б., Козлова В.К., Миротина Л.Б., Новикова Д.Т., Родникова А.Н., и других ученных.

Методологической основой исследования послужил системный подход, методы анализа логистической системы предприятия.